Get Adobe Flash player

 

Составитель – руководитель Детской гуманитарной Академии “Logos» учитель-логопед первой квалификационной категории

 

Шакирова Елена Вадимовна

 

 

Возрастные особенности развития речи ребенка

1-го года жизни

 

Возраст

 

Особенности речи ребенка

1месяц

Слуховые реакции, эмоции. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Активная речь. Появляется рефлекторный крик, издает одиночные звуки «А», «Э» в ответ на разговор с ним.

 

2 месяца

Слуховые реакции, эмоции. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого.

Активная речь. Повторно  произносит  отдельные гласные звуки.

3 месяца

Слуховые реакции, эмоции. Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним.

Активная речь. Проявляются предречевые вокализации: гуканье – короткие, тихие звуки; гуление – протяжные, певучие звуки. При «комплексе оживления» (активно двигает ножками, ручками навстречу взрослому, мимика радостная, улыбка, смех) произносит высокие звуки, появляются звуки «П», «К», «Х»

 

4 месяца

Слуховые реакции, эмоции.  Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

Активная речь. Встречает приближение взрослого с улыбкой, лепетом, смехом, эмоционально окрашенными предречевыми вокализациями. В лепете представлены гласные звуки «А», «О», «У», «Э», «И», «Ы», согласные звуки «П», «Б», «К», «Г» и др.

 

5 месяцев

Слуховые реакции. Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи.

Активная речь. Подолгу певуче гулит. В голосе появляются оттенки на приятное , неприятное. Постепенно начинает переходить от звукового лепета к слоговому: появляются слоги БА-БА, ПА-ПА, МА-МА.

 

6 месяцев

Слуховые реакции. По-разному реагирует на свое и чужое имя. Реагирует на ласковые и строгие интонации. В ответ на ласковый голос прислушивается, улыбается, на строгую – плачет.

Активная речь. Произносит отдельные слоги. Имеется семантическая значимость интонации. Например, ребенок произносит звукокомплекс «АИ-АИ-АИ» как выражение нежности, а «ОП-ОП-ОП» как выражение сильного волнения.

7 месяцев

Понимание речи. Понимает речевые команды с жестовым подкреплением. На вопрос «Где?» повсюду разыскивает называемый предмет, находящийся постоянно в одном и том же месте. Откликается на собственное имя. Различает имена взрослых. Начинает выделять по слову части лица у куклы и взрослого.

Активная речь. Подолгу активно лепечет слоги разного вида, разной модуляции, разного тона. Кричит, чтобы привлечь к себе внимание. Подражает голосовым интонациям взрослого: «чихает», «покашливает», «смеется».

 

8 месяцев

Понимание речи. Ребенок начинает понимать речь: он реагирует на ритм, интонацию, различает имена взрослых. По просьбе взрослого находит знакомые предметы в непривычном месте. По слову взрослого выполняет разученные действия (без показа): «Дай ручку», «Ладушки», «Сорока» и др. Живо реагирует на ситуацию игры с речью.

Активная речь. Речь приобретает характер междометий.

Копирует слоги, подражая взрослым. Понимает речевые команды без жестового подкрепления.

9 месяцев

Понимание речи. На просьбу «Дай, принеси» отыскивает и приносит предмет. На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения. Усваивает значение 8-10 слов, произносимых взрослым. Умеет выполнять двух- и трехкратные действия по слову взрослого: «Найди собачку и дай мне».

Активная речь. Подражает взрослым, повторяя за ними слоги, которые уже есть в лепете.

Произносит двойные слоги, сознательно повторяя «ба-ба, дя-дя, па-па-па».

 

10 месяцев

Понимание речи. На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения. Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках.  Знает свое имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет. На чужое имя не реагирует.

Показывает уверенно части лица у куклы и взрослого. Понимает речевые команды без жестового подкрепления.

Активная речь. Слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 минуты повторяет слоги, имеющиеся в лепете. Первые слова (ма-ма, па-па, ба-ба). Фразовый лепет (4 и более слогов). Называет предметы и людей слогами.

11 месяцев

Понимание речи. По просьбе «Дай» находит, берет и дает две из трех называемых игрушек. При заигрывании с ним («Догоню», «Сорока-ворона», «Прятки») выполняет разученные действия и движения.

Активная речь. Называет некоторые действия предметов и людей слогами (ди, пи, ка). Подражая взрослому, учит новые слоги. Говорит около 5 слов.

 

12 месяцев

Понимание речи. Понимает много команд. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку). Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек; находит две-три игрушки одного вида, однородные предметы в комнате и дает их.

Активная речь. Произносит первые слова-обозначения (ма-ма, ав-ав, би-би, дай, кис-кис).

 

 

 

Возрастные особенности развития речи ребенка 1-3 лет

 

Возраст

 

Особенности речи ребенка

1 год –

1 год 1 мес.

Понимание речи. Различает игрушки, похожие по форме, например, «петушка» и «курочку» и приносит их по просьбе взрослых.

Активная речь. Говорит 8-10 слов типа «БАБА, КИС-КИС, МУ, БЭ». Соотносит слово с предметом. Появляется «слово-фраза» (например, говорит «дай» и тянет взрослого гулять). В интонации появляются обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание.

 

 

1 год 2 мес. –

1 год 3 мес.

Слуховое восприятие. Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определённой интонацией и ритмом.

Понимание речи. Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке, находит называемое изображение. Приносит по просьбе предметы, при выполнении словесных поручений взрослого согласие и отказ выражает эмоционально. Понимает названия окружающих его предметов и производимых с ними действий, названия некоторых качеств предметов и оценок (большой, маленький, хороший, плохой)

Активная речь. Отвечает на вопрос при отсутствии предмета (Например, «Хочешь молока? – Да, ням, ням». Синтезирует слова во фразы («Вова ам», «Ам кашу»). Сам повторяет за взрослым звуки и слова, создает из звуков, которыми владеет, звуковые комбинации («мама» изменяет в «мамика»). В речи повторяет только первый слог (баран – «ба») или ударный слог (окошко – «ко»), или два одинаковых слога.

 

 

1 год 4 месяца – 1 год 6 мес.

Слуховое восприятие. Различает неречевые звуки – музыкальные игрушки (1 г. 6 м.)

Понимание речи. Показывает несколько частей тела. Понимает смысл простых, часто повторяющихся предложений (будем кушать, пойдем гулять и др.). Понимает предлоги «В», «ЗА»

Активная речь. Говорит30-40 слов. Слова начинают носить обобщенный характер (например, говорит «ляля» на все куклы). Использует отдельные слова в роли  предложений.Основную часть слов составляют звукоподражания, лепетные слова.Для уточнения смысла используются жесты, интонация. В слоговой структуре наблюдаются замены и опускание звуков, слогов («ки» - киса, «ба» - собака, «ко» - молоко)

 

1 год 7 мес. –

1 г. 9 мес.

Слуховое восприятие. Различает речевые звуки (голоса животных) - 1 г. 9 м.

Понимание речи. Понимает несложный сюжет картинки. Понимает конструкции с предлогом «ПОД». Понимает единственное и множественное число существительных, слова с суффиксом уменьшительности (например,  собака и собачка) - 1 г. 9 мес.

Активная речь. Около 100 слов  в словаре. Заменяет облегченные слова правильными. Фраза объединяет два аморфных слова. Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных словах опускает один из слогов.

 

 

1 г. 10 мес.– 2 года

Слуховое восприятие. Называет объекты, находящиеся в поле зрения, когда слышит их звук. Различает высоту голоса. К концу 2-го года овладевает умением выделять и различать звуки родного языка.

Понимание речи. Показывает все части тела. Любит слушать сказки, песенки, стихи. Хорошо дифференцирует слова, отличающиеся одним звуком, например, показывает на картинке уши и усы. Понимает события, имевшие место в его опыте (например, «Сегодня мы пойдем к Мише, помнишь, у него есть большая машина»). Показывает все объекты в быту.

Активная речь. Употребляет 100 - 300 слов.Правильно называет собственные действия в игре – «упал, поехал». Применяет предложения из 2-3-х слов. Начинает употреблять в предложениях местоимения и прилагательные. В трехсложных словах иногда опускает один слог, чаще предударный. Во фразе употребляется глагол в повелительном наклонении (дверь закрыть). Задает вопросы типа «Что это?» Запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.

 

 

2 года 1 мес.– 2 года 6 мес.

Слуховое восприятие.

Различает высоту голоса

Понимание речи. Показывает много картинок, обозначающих предметы, действия и признаки. Понимает значения предлогов «ЗА», «ПО», «ДО», «НАД». Понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями (например, сказку) и может ответить на вопросы, связанные с его содержанием.

Активная речь. Задает вопросы типа «Где? Куда? Почему?» В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда – приставки (2 г. 6 м.)

Появляются прилагательные, выражающие свойства предметов и  эмоциональное отношение ребенка, личные местоимения. Появляются первые грамматические отношения между словами. Появляются простые предлоги – В, НА, У, С. Употребляет многословные, хотя грамматически не совсем правильные предложения. Может по картинке рассказать взрослому и другому ребенку.

 

 

2 года 7 мес. –3 года

 

Слуховое восприятие. Может отстукивать простые ритмы по образцу

Различает слова, близкие по звучанию (стол-стул)

Понимание речи. Понимает речь окружающих.Выполняет около 10 инструкций, состоящих их одного действия.Понимает единственное и множественное число прилагательных, настоящее и прошедшее время глаголов, глаголы с приставками.Понимает значение предлогов «ЧЕРЕЗ», «ОКОЛО», «ПЕРЕД» (3 года). Понимает рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте. Например, «Осторожно, ты можешь обжечься, опрокинув чайник с горячей водой»

Активная речь. Легко запоминает стихи, песни. Речь становится понятной для всех и является средством общения с окружающими. Появляется  сложное  предложение, усваиваются предлоги и союзы. Продолжается усвоение правил словоизменения: падежные окончания, склонение существительных, множественное число, приставки.

К 3 годам 1000 слов. Слоговая структура слов  нарушается редко, только в малознакомых словах. Продолжается развитие сложного предложения. Способен произносить правильно большинство звуков, кроме Р, Л, шипящих.