Get Adobe Flash player

Составитель – руководитель Детской гуманитарной Академии “Logos», учитель-логопед первой квалификационной категории

Шакирова Елена Вадимовна

 

Как научить малыша говорить

 

Люди гораздо меньше различаются между собой

по своей способности ходить или бегать,

чем по искусству мыслить и говорить.

И.А.Сикорский

 

Речь – сложный процесс, в котором выделяют внутреннюю речь (понимание речи) и внешнюю или активную речь (собственную речь).  Понимание речи формируется благодаря речевому слуху, т.е. способности различать звуки речи. Речевой слух вырабатывается в течение первого года жизни ребенка. Внешняя речь развивается на базе внутренней речи и включает произносительную и смысловую стороны, которые при нормальном варианте развития должны сформироваться к трем годам жизни.

 

Под хорошим развитием речи родители обычно понимают объем словаря ребенка (количество названий предметов, слов - действий) и правильное произношение звуков. Однако важен не столько сам по себе объем словаря, сколько его качественное содержание – наличие в нем прилагательных, местоимений, наречий, предлогов. Ребенок должен хорошо владеть и навыками словообразования и словоизменения, уметь  строить грамотные фразы,  рассказывать и пересказывать, употреблять слова различного звукового и слогового состава. Все эти показатели свидетельствуют о хорошем  речевом развитии.

 

Детская речь  формируется на примере речи родных и близких ему людей и развивается лучше, когда с ним общаются. Накопление новых слов и выражений ребенка напрямую зависит и от  его индивидуальных особенностей, условий, в которых он растет, тех требований, которые предъявляются малышу в семье. Воздействие на речь ребенка должно соответствовать той стадии, на которой малыш находится в настоящее время.

 

Первостепенная задача взрослых - создать малышу такие условия, которые стимулировали бы развитие речевого общения, вызывали бы у него активное стремление к такому общению.

 

Речевая среда, в  которой ребенок находится с рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Под речевой средой понимается совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии речи ребенка.

§   Очень важно для ребенка общение с другими людьми, сразу после рождения – с членами семьи, в дальнейшем – с детьми.

§   Речь, которую ребенок слышит, должна быть обращена именно к нему, а он в доступной для него форме должен откликаться на неё (улыбкой, «комплексом оживления», гулением, лепетными слогами, потом облегченными словами, затем фразами)

§   Со стороны взрослых общение не должно быть поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно, четко,  спокойно и выразительно, с выделением ударного слога в слове, чтобы ребенок мог различать в потоке речи отдельные звуки.

§   Следует приучать ребенка смотреть прямо на говорящего. Желательно, чтобы во время речи лицо взрослого находилось на одном  уровне с лицом ребенка, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

§   Речь взрослых по своему содержанию  должна соответствовать возможностям понимания ребёнка.

§   Для усвоения ребенком правильного произношения необходимо обеспечить ему достойный образец для подражания. Речь окружающих ребенка людей должна быть лишена недостатков типа заикания, дефектов произношения.

§   Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно, четко,  спокойно и выразительно, с выделением ударного слога в слове, чтобы ребенок мог различать в потоке речи отдельные звуки. Совершенно неуместно подлаживание взрослых  под детский язык, которое  замедляет  овладение ребенком правильным звукопроизношением.

§   Важно, чтобы с рождения ребенка окружала относительная тишина, так как посторонние звуки отвлекают и мешают сосредоточиться на речи, а  внимание ребенка пока не сформировано. Отрицательно влияет на психику ребенка телевизор. Темп экранной речи ускорен, она недостаточно интонирована и разборчива, не обращена непосредственно к ребенку, что не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его.

§   Так же отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песне звучат неразборчиво, что не способствует формированию речевого слуха у ребенка. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов, а также на детские и колыбельные песни. Лучше всего их взрослым петь самим.

§   Компьютерные игры также вредны для маленьких детей. В этом возрасте они должны иметь  дело с предметами, которые можно пощупать, потрогать, рассмотреть со всех сторон. Компьютерные программы  препятствуют формированию творческого воображения и не стимулируют речь.

§   В период становления  у ребенка речи необходимо исключить случаи двуязычия в семье, неблагоприятно влияющего на усвоение нормированного звукопроизношения и грамматических категорий.

§   Важно как можно чаще создавать ситуации, стимулирующие ребенка к речевому общению, т.е. выражению просьб с помощью речи.

 

Иногда после рождения можно предвидеть у ребенка возможную задержку речевого развития. К этомупредрасполагают следующие факторы:

§   наследственные заболевания (алкоголизм, наркомания,  заболевания, связанные с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.)

§   осложненная беременность (токсикозы, травмы, нервные стрессы, инфекционные и вирусные заболевания – краснуха, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.,  пребывание во вредных экологических условиях) 

§   осложненные роды (неправильное поведение роженицы, например, вставание на ноги после начала родовой деятельности, асфиксии - нарушение или отсутствие дыхательной функции у новорожденного,  преждевременные  роды и др.), родовые травмы (например, наложение щипцов)

§   инфекционные  заболевания (грипп, скарлатина, корь, менингит, энцефалит), травмы головы в доречевом периоде жизни ребенка (до 1,5 лет).

 

Ранние признаки нарушений развития речи

§  Один из первых признаков нарушенного речевого развития – отсутствие или позднее  появление предречевых вокализаций (гуканья, гуления, лепета).

§  Отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет. В этом случае следует проверить слух ребенка (он может быть снижен).

§  Если у ребенка есть аномалии в строении речевого аппарата (неправильный прикус, большой язык, короткая подъязычная связка, слишком высокое верхнее нёбо, расщелины в нёбе и др.), то в этом случае следует обратиться к  ортодонту.

§   Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, после двух лет не говорит фразы, даже если он и говорит некоторые слова,  то это свидетельствует о задержке речевого развития.

§   К группе риска относят  ослабленных детей, плохо развивающихся физически (они вяло сосут, позже положенного срока начинают держать голову, ползать, ходить).

§  Возраст трех лет считается критическим.  К трем годам ребенок должен овладеть правильным произношением звуков раннего онтогенеза (м, н, д, т, б, в, ф, к, г, х), постепенно осваиваются более сложные звуки. Недопустимым является межзубное произношение  звуков.

§  Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью (особенно, если ребенок вообще не говорит), можно говорить о  нарушении речевого развития. В этом случае необходима консультация логопеда, так как есть вероятность, что речь у ребенка будет развиваться со значительным опозданием. Более позднее формирование речи может привести к отставанию в развитии, в том числе интеллектуальному.

§  Однако бывают случаи, когда речь у ребенка внезапно появляется в три года, причем он  сразу начинает говорить полной, развернутой фразой. Понимание речи у таких детей формируется в соответствии с возрастными  особенностями. Такой тип развития чаще наблюдается у мальчиков и считается вариантом нормы.

 

Речь ребенка развивается по определенным этапам. Первое появление речи – это крик новорожденного, потом появляются гласные звуки, гуление (протяжные, певучие звуки), вскрики, затем возникает лепет (произнесение более сложных сочетаний звуков, повторение слогов). После шести месяцев ребенок сознательно начинает имитировать звуки речи, произносить напоминающие слова цепочки звуков. К концу первого года у него появляются первые простые слова (дай, мама, баба), к 1,5 годам появляются фразы из двух слов.

Однако индивидуальные темпы овладения речью могут сильно различаться. Чтобы правильно и своевременно воздействовать на  развитие речи ребенка, нужно понимать, на что способен малыш на каждом возрастном этапе. Специалистами  дошкольной педагогики разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития речи, которые соотносятся с его возрастом и могут быть оценены родителями даже без участия специалиста (Приложения 1, 2).  Воздействие на речь ребенка должно соответствовать той стадии, на которой малыш находится в настоящее время.

Первостепенная задача взрослых - создать малышу такие условия, которые стимулировали бы развитие речевого общения, вызывали бы у него активное стремление к такому общению.

 

Основной способ развития активной речи малышей — подражание. Потребность подражать действиям, словам, а также эмоциональным проявлениям взрослого естественна для маленького ребенка. Обычно процесс подражания развивается спонтанно, однако его можно стимулировать при помощи специальных приемов. Речевое подражание — это воспроизведение вслед за гово­рящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Речевое подражание маленького ребенка сначала похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отсроченного во времени повторения. Для того чтобы подражание речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие малыша говорить.

 

На этапе развития речевого подражания не следует предъявлять к ребенку и его речи слишком высокие требования. Главное — добиться того, чтобы он начал говорить. Не нужно требовать от малыша точного звукопроизношения. В раннем возрасте гораздо важнее развитие коммуникативной функции речи — возможности общаться при помощи речи.

 

Первый год жизни

Первый год жизни ребенка является подготовительным в развитии детской речи и разделяется на 4 этапа:

I этап (0-3 месяца) -  развитие эмоционально-выразительных реакций (крика, плача)

II этап (3-6 месяцев) – время появления гуканья (коротких звуков), гуления, лепета

III этап (6-10 месяцев) – начало развития понимания речи

IV этап (10-12 месяцев) – появление первых слов.

 

§  В первые шесть месяцев жизни малыш нуждается в теплом эмоциональном общении со взрослым. С первых дней жизни взрослые должны  стремиться к речевому контакту с ребёнком, постоянно разговаривать с ним во время его бодрствования, сопровождая  объяснениями все  действия по уходу за ним (умывание, купание, кормление, подготовка ко сну и др.). Фразы должны быть короткие, не более 2-3 слов, эмоционально окрашенные. Хорошо использовать рифмованные фразы в виде потешек, петь короткие, ритмичные песенки, декламировать стихи. Они развивают слуховое внимание ребенка, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее развитие речи. Полезно  делать массаж пальцев и  кистей рук.

§  С двух месяцев ребенок начинает гулить. Следует поощрять начинающееся «гуление»  ребенка мимикой радости, повторять издаваемые им звуки («агукать» с ним). Первые звуки похожи на гласные А,О,Э,У и на губные согласные М,Б,П -  они составляют основу для возникновения первых слов (мама, папа, баба). С 3-го месяца произносите слоговые цепочки типа: ба, ма, да, га, па, до, бо и т.д., постепенно включая новые звуки. Чем больше ребенок будет лепетать, тем лучше его речевой аппарат будет подготовлен к овладению звуками.

§  Во втором полугодии следует целенаправленно развивать понимание речи окружающих. Ребенка надо учить понимать короткие слова, допустимы звукоподражания: «бо-бо», «ам-ам», «ав-ав».  С ребенком следует разговаривать о том, что находится в круге его внимания, что он сам видит (например, во время кормления привлекать внимание к чашке, тарелке, ложке). Просите выполнить разные просьбы со знакомыми предметами, которые вначале должны сопровождаться жестами («сделай ладушки», «покажи носик», «помаши ручкой», «дай», «возьми», «поцелуй» и т.п.).

В дальнейшем в общении с ребенком жесты постепенно убирают, и он начинает понимать речь без них.

§  Целенаправленно развивайте у малыша умение повторять за вами слоги и простые слова. Игру лепечущего малыша превращайте в перекличку:  малыш произносит слоги, а когда замолкает, их повторяет мама, постепенно добавляя к известным слогам новые, а малыш их повторяет. Тогда в начале второго года ребенку нетрудно будет выполнить задания «Как собака лает? Скажи «ав-ав», «Скажи «киса»».

§  Используйте  приятные для ребенка игровые и бытовые ситуации. Например, во время купания, намыливая, ласково произносите: «Где ножка? Вот ножка», «Где животик? Вот животик!» Ласковый голос и приятные поглаживания будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции малыша.

§  После шести месяцев можно заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Если ребенок улыбается, то активизируются мышцы губ. Для активизации языка научите малыша щелкать языком, присасывая язык к нёбу. Чем раньше он научится выполнять это упражнение, тем раньше в речи появятся звуки, требующие верхнего подъема (ш, ж, ч, щ, р, л и т.д.).

§  Играйте в веселые, забавные подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности. «Заражайте» его положительными эмоциями, ритмом песенок, пестушек, играйте на музыкальных инструментах и приглашайте малыша подражать вашим движениям в такт музыке.

 

До двух лет для ребенка самым важным показателем является понимание речи. При нормально протекающем речевом развитии к началу второго года жизни ребенок должен достаточно хорошо понимать речь в бытовых рамках. Он должен уметь показать и дать взрослому названный предмет или игрушку, выполнить простое действие (встать, лечь, сесть, пойти и т.п.). Малыш должен понимать значение часто повторяющихся фраз (Пошли кушать. Идем гулять. Дай мячик. Иди ко мне и т.п.). Разрыв между активным и пассивным словарем может быть очень велик (300-400 слов понимает, 50 слов говорит).

В конце второго года это соотношение стремительно меняется, и дети начинают активно употреблять значительное количество слов. Пассивный запас слов является базой для возникновения внешней активной речи, поэтому взрослым важно учить малыша понимать значение слов-предметов, действий, признаков, наречий,  предлогов.

 

 

Второй год жизни

 

На втором году жизни основная задача взрослого – помочь ребенку заговорить фразами. В этот речевой период ребенку нужна речевая организация со стороны взрослых: правильные образцы предложений, рифмованная речь, речевые игры, чтение коротких сказок и рассказов – все это ускорит речевое развитие малыша.

 В этот пери­од у ребенка может появиться так называемая автономная речь — придумывание собственных звукосочетаний и за­мена ими слов. Эти звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Такая речь является временным явлением, она компенсирует недостаток речевых возможностей ребенка в этот период. Закреплять автономную речь ребенка не следует.

 

§   Слова, произносимые детьми второго года жизни, несовершенны в фонетическом отношении. Отмечаются пропуски звуков в начале слова и в стечении согласных: машина – «атина», много – «мого». Встречается замена одного звука другим: беги – «беди», плохой – «пухой». Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются давать ему словесный образец: «Скажи – часы. Скажи - ложка». Механическим повторением трудно добиться улучшения произношения. Это под силу малышу третьего года.  Этот прием используют ненавязчиво, чтобы в памяти ребенка закрепился слышимый образец.

§   Первые слова появляются при общении со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Чтобы ребенок сам, по собственной инициативе стал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Необходимо создавать такие условия, чтобы малыш сам просил взрослого о чем-либо, его желания не должны предупреждаться прежде, чем он успеет их выразить словом или жестом.

§  Подберите такие предметы, которые привлекут внимание малыша своей яркостью, необычностью формы и т.п. Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте на глазах у малыша и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для ребенка.

§  Малышу до 1,5 лет  нужно дать возможность отвечать доступным ему словом-звукоподражанием, учитывая его артикуляционные возможности: «бух», «ам»,  «му». Однако слова-звукоподражания вовремя нужно заменить обычными. Поэтому с самого начала предметам и действиям следует давать двойное обозначение: часы – «тик-так»,  спать – «баю-бай». Разговаривая с ребенком старше 1,5 лет, следует использовать обычные слова.

§  Легче всего получить словесный ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок. Традиционные игры «Ладушки», «Гуси-гуси» побуждают ребенка подражать речи взрослого. Звукоподражательные слова несложны для произнесения, т.к. обычно состоят из одинаковых повторяющихся слогов. Имитируйте звуки разных зверей,  произносите междометия (ай, ах, бр). Желательно создавать игровую ситуацию, в которой ребенку захочется повторить звукосочетания: кормите кукол, играйте в прятки, в поездку на машине.

§  Для стимуляции речи следует использовать вопросы. Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа – «да» или «нет». Например,  Хочешь есть? Дать тебе сок? Другая серия вопросов  подразумевает называние предмета или его действия. Например, Кто это? Кто там пришел? Кто летит? Что делает мама? Что делает машина?

 Поощряйте ответ ребенка, даже если слово названо недостаточно правильно. Принимая любой ответ, взрослый сам обязательно должен назвать слово правильно, утрированно подчеркивая  ритмический рисунок и логическое ударение. Следует начинать с простых одно -  и двусложных  слов (бусы, суп, кот, муха), а затем переходить к трехсложным словам (машина, пальто, кошка).

§  Включайте в словарный запас ребенка не только названия предметов, но и названия действий, которые являются основой высказывания. Слова-команды (дай, неси, беги, иди) желательно превращать в двух-трехсловные предложения: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу. Стимулируйте произнесение фразы на основе производимого действия с игрушкой (например, катить машину и проговаривать фразу «кати машину»).

§  Когда ребенок начал говорить несколько слов,  составьте их список и  подумайте, в каких ситуациях легче стимулировать их произнесение (в игре, в бытовых ситуациях, на прогулке).

§  Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Хорошо поиграть с ребенком в «Телефон». Произносите сначала знакомые  ребенку слова в трубку игрушечного телефона или в рупор, постепенно переходя к новым словам разной длины. Можно использовать прием прохлопывания трудных слов, проговаривая их по слогам (например, «ка-пус-та»).

§  Стимулируйте ребенка заканчивать фразу, читая с ним короткие, хорошо знакомые стихи и не договаривая последнее слово в конце строчки.

§  Беседуйте с ребенком по содержанию его любимых книжек. Выразительно перескажите содержание простой сюжетной картинки, на которой любимый персонаж совершает понятные и хорошо знакомые малышу действия, поговорите о том, что происходит с героем.

§  Чтобы правильно воспроизвести услышанное, ребенок должен иметь достаточно развитое слуховое восприятие. Следует привлекать его внимание к звукам на улице (звуку проезжающей машины, пению птиц, журчанию ручейка, лаю собаки, карканью вороны и т.д.) и дома (как тикают часы, льется вода, звонит телефон и т.д.). Играя с музыкальными инструментами, попросите по звуку определить, какая игрушка звучала, предварительно скрывшись за ширмой.

 

Третий год жизни

 

На третьем году жизни начинается овладение грамматическими формами. Сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. На начальном этапе в детской речи отсутствуют предлоги. Нередко дети путают падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают  порядок слов в предложении. 

Грамматический строй речи усваивается в речевых играх и упражнениях.

§  Стимулируйте ребенка употреблять личные местоимения (я, он, она, мне, мое, твое). Важно, чтобы малыш научился различать, где «он» или «она». Для этого можно задавать вопросы типа: «Мальчик – это «он» или «она»? А мама – это «он» или «она»?».

§  Активизируйте употребление в самостоятельной  речи ребенка употребление разнообразных качественных  прилагательных: «большой-маленький», «холодный - горячий», «хороший - плохой» и т.п.

§  Стимулируйте употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих действия одного персонажа. Например, рассматривая вместе с ребенком картинки про мишку, который хотел полакомиться медом, начинайте фразу, но не заканчивайте её, чтобы малыш мог вставить в конце нужное слово. «Мишка по лесу … (идет, гуляет). На дереве – улей с медом. Мед мишка очень … (любит, хочет) Вот мишка на дерево … (лезет). Пчелы увидели его и на него … (набросились)». В таком рассказе  должно быть немного слов. Взрослый при этом показывает нужное действие на картинке, но не называет его.

§  . Важно определить, понимает ли ребенок  значения предлогов. Для этого попросите малыша выполнить действия с предметами: поставить игрушку на полку, за диван, под стол, в ящик. Проверьте,  умеет ли он находить предметы, ориентируясь по инструкции, содержащей  различные предлоги («Достань кубик из коробки»).

§  Для того, чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания существительных и прилагательных, надо обязательно проговаривать вместе с ним эти слова, выделяя голосом окончания. Привлеките его внимание с помощью вопроса: «Машина какая?» и обязательно похвалите его за правильный ответ: «Молодец! Машина красная!»

§   Стимулируйте малыша к  проявлению речевой активности. Инициируйте короткие диалоги в специально подготовленной ситуации. Например, мама «забывает» поставить тарелку для ребенка на стол к обеду. В такой ситуации малыш будет вынужден обратиться с просьбой или вопросом к взрослому. Если ребенок не может найти подходящих слов, следует незаметно помочь ему, задав общий вопрос: «У всех есть тарелки? У тебя есть тарелка? Не поняла, у тебя нет тарелки или ложки?» В качестве образца можно продемонстрировать малышу диалог между родителями в данной ситуации.

§  Постепенно пробуйте делать фразу ребенка более распространенной. Не требуйте сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Лучше задайте несколько уточняющих вопросов, а затем вместе повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов позволяет ребенку не только  полно ответить на  заданный ему вопрос, но и  предохраняет ребенка от риска возникновения запинок в самостоятельной речи.

§  Чтобы правильно воспроизводить услышанное, ребенок должен иметь хорошо сформированный артикуляционный аппарат. Для развития моторики губ и языка можно рассказывать «Сказку про Язычок» (Приложение 3) с любыми сюжетными импровизациями и показом движений. Лучше всего   выполнять движения перед зеркалом,   чтобы ребенок мог видеть движения губ и языка. Начинайте с 3-х-4-х упражнений, постепенно подключая новые упражнения. Рассказывая сказку во второй - третий и т.д. раз, делайте паузы, чтобы ребенок мог закончить фразу.

Если ребенку будет доступно выполнение языком разнообразных движений, то он сможет, основываясь на слуховом восприятии, своевременно усвоить правильное произношение любого звука по подражанию.

§  На третьем году следует обращать внимание на  правильное произношение доступных звуков (б, п, м, в, ф). Если вместо одних звуков ребенок употребляет другие (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он произнести нужный звук изолированно (игра «дятел стучит по дереву» - д-д-д). Если звук произносится правильно, то проговаривайте слово по слогам. Обязательно учитывайте возрастные особенности ребенка, используйте игровые приемы.

§  Следует помнить, что артикуляционные возможности еще  значительно отстают от речевых возможностей: маленький ребенок может рассказать о  многих событиях, употребив значительное количество слов в искаженной форме. Используйте прием совместного проговаривания трудных слов, сопровождая похвалой и поощрением  речевую активность ребенка.

§  Для правильного произнесения звуков, слов и фраз  большое значение имеет сила и длительность выдоха. Ребенка  следует учить активным дыхательным упражнениям: дуть на ватные шарики, бумажных бабочек, «султанчики», перышки, дуть в трубочку, бутылочку с узким горлышком и т.д. при этом следует удерживать губы вытянутыми в «трубочку».

§  Полезно слушать музыку, аудиозаписи хорошо известных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.  Пойте вместе с ребенком детские песни: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата - улучшается сила, объем и скорость движений языка, губ, работают голосовые связки.

§  С речевой функцией тесно связаны движения  пальцев рук.  С детьми 2-3 лет можно катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно играть в народные игры с пальчиками, организовывать кукольный театр.

 

Уважаемые родители!

 

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности. Развитие ребенка в раннем возрасте (особенно до 1 года) настолько важно, что наблюдения у педиатра и детского невролога в поликлинике по месту жительства часто бывает недостаточно.  Многие отклонения в развитии   малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии своевременной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

Если вас настораживает запаздывание в развитии речи ребенка или возникли вопросы по  воспитанию, вы можете обратиться  к специалистам - логопеду, психологу, коррекционному педагогу. Своевременно получив помощь и поддержку педагогов вы  поможете своему малышу расти здоровым, успешным и счастливым!