Get Adobe Flash player

 

Составитель – руководитель Детской гуманитарной Академии “Logos», учитель-логопед первой квалификационной категории

Шакирова Елена Вадимовна

 

Нарушения письма (дисграфия)

       Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы его ребенок был успешным в учебе.  Однако не всем детям легко и просто дается обучение письму и чтению.  К концу первого класса родители замечают ошибки в письменных работах, чаще в диктантах, когда надо на слух написать предложения. Чаще всего такие ошибки, как пропуски букв, слитное или раздельное написание слова, родители относят к невнимательности. Но если ошибки повторяются регулярно, то в этом случае следует обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что нарушен процесс письма.

По статистике в классе  до 30 % учеников имеют  нарушения письма – дисграфию.

Дисграфия – это частичное  специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

 

Процесс письма, который у взрослого человека имеет автоматизированный навык, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо тесно связано с устной речью и степенью её развития, но гораздо сложнее устной речи.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

- соотнести выделенный звук с определенной буквой, знать последовательность движений руки при написании буквы;

- воспроизвести с помощью движений руки букву;

- удержать в памяти последовательность звуков и букв при письме слова.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить  предложение на составляющие его слова, проанализировать  слоговую и звуковую структуру каждого слова,  обозначить  границы каждого слова, правильно написать буквы.

 

Причины нарушения письма

- Нарушения  в слуховой дифференциации, различении близких звуков речи (акустическая дисграфия) 

Характерные ошибки: замена букв, обозначающих звонкие и глухие согласные  – б-п (панан вместо банан) д-т и др., свистящие и шипящие звуков-   с - ш, ц-т, ч-щ, твердые и мягкие согласные (мач вместо мяч) 

- Как известно, обучение письму связано с проговариванием. Артикуляция играет роль посредника между слышимым звуком и соответствующей буквой.  При нарушении произношения ребенок пишет слова так, как произносит, отражая свое дефектное произношение на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия), например «небель» вместо мебель. 

- ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова (дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза)

Виды ошибок: пропуски гласных и согласных букв, пропуски слогов и частей слова, замена гласных и согласных, перестановки, добавление букв, слитное написание слов, в том числе предлога со словом, раздельное написание приставки и корня

- нарушения в лексико-грамматической стороне речи (аграмматическая дисграфия)

Ошибки: неправильное употребление падежных  окончаний в словах, нарушение согласования слов (появилось трава), неправильное употребление предлогов, ошибки в употреблении рода, числа (огромная бабочки), нарушении последовательности слов, смысловых связей в предложении

-  несформированность зрительно – пространственных функций (оптическая дисграфия)

Ошибки: замены и искажения графически сходных рукописных  букв (л - м, п – т, и-ш, в-б и др.), зеркальное написание букв, лишние или недописанные элементы букв

Чаще всего встречается смешанная дисграфия, когда на письме встречаются ошибки разного характера.

 

Профилактика дисграфии 

 

 Профилактику таких видов дисграфии, как акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая можно проводить только в дошкольном возрасте. Профилактика аграмматической формы дисграфии возможна еще в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма. По истечении этих сроков речь будет идти не о профилактике, а об устранении (коррекции) проявившейся дисграфии.

 

Особое внимание в дошкольный  период должно быть уделено полноценному развитию устной речи ребенка, поскольку она является основной базой, на которой строится письменная речь. Словарный запас, грамматическое оформление должно соответствовать возрастным нормам.

Поскольку обучение грамоте на русском языке осуществляется по звуковому методу, то поступающий в школу ребенок должен прежде всего различать все звуки речи. В норме это доступно детям с 2-х лет. До школы следует устранить дефекты произношения звуков.

 

Возрастные нормы развития речи детей

 

К 5 годам:  ребенок   правильно произносит  все звуки родного языка; выделяет первый звук в слове; подбирает слова на заданный звук; активный словарь составляет примерно 3000 слов,  подробно, с деталями рассказывает о содержании сюжетной картинки; с помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки;

 

К 6 годам: определяет место звука в слове (начало, середина, конец), употребляет сложные предложения разных видов; самостоятельно составляет  по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок;

 

К 7 годам: словарный запас слов составляет 5-6 тысяч; различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах (дом – д, о, м); находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове; пересказывает небольшие литературные произведения; составляет по плану  рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картинок, употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

 

В дошкольном возрасте для усвоения зрительных образов букв и особенно для различения близких по начертанию букв важно к обучению в школе сформировать оптико-пространственные представления.

 

Ребенка следует научить:

- ориентироваться в правой и левой сторонах пространства, выделять правую и левую руки,  различать расположение предметов относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже)

- понимать пространственные предлоги (за, под, на, перед, из и т.д.)

- узнавать печатные буквы в усложненных условиях (заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, стилизованные, необычно расположенные в пространстве; различать правильно написанные и зеркально изображенные)

 

Игры и упражнения: штриховка фигур, выкладывание орнамента мозаики, выкладывание букв из палочек, кубиками, лепка букв, узнавание  в разных положениях, придумывание, на что похожи буквы (П – на перекладину, проем двери, Б – на белку)

Игры для развития фонематического  и слогового анализа:  закончи слово, когда дается первый слог (ЛА – лапа, лавка, лампа и т.д.)

Разделить на слоги и разложить по группам

Из первых слогов или звуков составить новое слово

«Цепочка»: взрослый называет слово, а ребенок придумывает слово на последний звук слова (автобус – сапоги – игрушка и т.д.)

«Светофор» на карточку, разделенную на 3 части (кр, ж, зел.) раскладываются картинки, например, со звуком С – самолёт, лес, мост

 

Для эффективного становления навыка письма и почерка у ребенка должны быть развиты графические навыки.

 

В 5 лет ребенок хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. В этом возрасте он усваивает правила, как правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся ровными и четкими.

Важно научить ребенка:

- соблюдать правильную позу при рисовании и письме: сидеть прямо, опираться на спинку стула спиной, ноги держать прямо, обе руки лежат на столе, локти выступают за край стола, свет должен падать слева у праворукого ребенка 

-  держать правильно ручку: при письме правой рукой ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца, придерживая ручку указательным и большим пальцами. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого к ладони мизинца! Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.

- учить расслаблять кисть и пальцы.

 

Если ребенок леворукий

 

В современных школах леворуких детей около 25 %. Считается, что у них есть особые проблемы при обучении письму. Однако генетическая леворукость считается индивидуальным вариантом нормального развития.

При патологической леворукости (причина – патологические факторы в течение беременности и родов, на ранних этапах развития, приводящие к мозговым дисфункциям), которая сочетается с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функций. У таких леворуких детей могут быть трудности формирования навыков письма из-за несформированности организации деятельности.

 

Особенности организации письма у леворуких детей:

- свет должен падать справа;

-  ручка берется на расстоянии 3-4 см от кончика стержня;

- расположение тетради: у праворукого ребенка лист тетради направлен нижним левым углом к груди, у леворукого ребенка – правый  нижний угол тетради направлен к середине груди. Ребенок – левша будет писать буквы с наклоном влево, кисть левой руки с ручкой находится под строкой.