Get Adobe Flash player

 

Что такое артикуляционная гимнастика

 

Современное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

 

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, –  глубоко ошибочно.

 

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь, поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

 

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших  движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения  звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

 

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

 

Существуют два вида упражнений для языка и губ: статические и динамические. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребёнок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-10 раз0 вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

 

   Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название, к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики.

 

Упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений.

 

Правила выполнения  артикуляционной гимнастики

 

·        Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом,    т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

 

·        После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д.

 

·        Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два – три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

 

·        Дозировка количества повторений одного и того же упражнения индивидуальна для каждого ребенка. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться 3 – 4 повторениями. В дальнейшем можно доводить количество до 15 – 20.

 

·        Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

 

·        Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 

·        Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

 

·        Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру.

 

Загадки и стихи к упражнениям

 

Упражнение «Грибок»


 

Загадка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

(гриб)

 

 

Грибочек, грибок

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай  в лукошко!


 

Упражнение «Чистим зубы»

 


Загадка.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы)

 

Чисти зубы, чисти зубы,

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

 


 


Упражнение «Часики»

 


Загадка.

Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт.

 

Смотри скорей, который час!

Тик – так, тик – так, тик – так.

 


(часы)

 

 

Упражнение «Лопатка»

 


Загадка.

Я землю копала -

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять.


(лопата)

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Гармошка»

 


Загадка.


У неё вся душа нараспашку.

И хоть пуговки есть – не рубашка.

Не индюшка, а надувается.

И не птица, а заливается.

 

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.


(гармошка)

 

 

Упражнение «Барабанщик»


 

Загадка.

Внутри – пустой,

А голос – густой.

Сам молчит,

А бьют – ворчит.

(барабан)

 

 

 

На парад идёт отряд.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд.

 


 

Упражнение «Лошадка»

 


Загадка.

Одна грива,

Четыре ноги,

Пятый – хвост,

Любит овёс.

(лошадь)

 

Ну и лошадка!

Шёрстка гладка.

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела

И снова за дело.


 

Упражнение «Вкусное варенье»

 


Загадка.

Мы добились одобрения,

Вскрыли баночку…

 (варенья)

 

 

Чок – чок, чок – чок,

Я весёлый язычок.

С горки покатался

И проголодался.

 


 

 

 

 

Упражнение «Иголка»

 


Загадка.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(иголка)

 

Хватит спать, дружок, вставай,

Не ленись и не зевай,

Поскорее просыпайся,

За работу принимайся.


 


Упражнение «Пароход»


 


 

Загадка.

Вот так чудо-паровоз!

Паровоз без колёс!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл!

(пароход)

От зелёного причала

Оттолкнулся пароход,

Он назад шагнул сначала,

А потом поплыл вперёд.

И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход.


 

 

 

 


Упражнение «Чашка»


 


Загадка.

Однорукая милашка

В ярком платье – это …

(чашка)

 

 

 

 

 

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.


Упражнение «Киска сердится»

 


Загадка.

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьёт,

Песенки поёт.

(кошка)

 

 

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.


 

 

 


 

 

Упражнение «Маляр»

 


Загадка.

Вот на крыше без опаски

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(маляр)

 

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Красит, красит потолок,

Будет очень хорошо.


 


 

 


 

Упражнение «Санки»

 

 


Загадка.

Вот полозья, спинка, планки –

А всё вместе это - …

(санки)

 

 

 

Сани, сани

Едут сами.

Через горы и леса

Едут сани – чудеса!


Упражнение «Любопытный язычок»

 


Загадка.

 

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы)

- Кто прячется за зубами? (язык)

 

 

 

Посмотрел направо,

Посмотрел налево,

Посмотрел на небо - нет ли туч,

Поглядел вниз на дорожку –

Нет ли луж,

Ничего не нашел, домой пришел.


Упражнения для губ «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка»

 


Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка-побудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять


.