Get Adobe Flash player

Как научить писать ребенка – левшу

 

1.     Руки ребенка должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая – лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.

2.     Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками

опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

3.     Карандаш или шариковая ручка кладётся на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5-2 см от пишущей части карандаша или ручки. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой или карандашом находятся под строкой. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево.

4.     Тетрадь кладётся с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

5.     Ребенку- левше трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае надо отмечать цветной вертикальной линией или точкой левую сторону строки для нахождения правильной «точки отправления» начала письма буквы.

 

Гимнастика для укрепления и развития левой руки

у детей-левшей.

 

·       Выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони.

·       Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний  к  указательному.

·       Руку плотно положить на стол и поочерёдно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх.

·       Пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз.

·       Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

·       Упражнения: застёгивание и расстёгивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение из ниток закладок, завязывание узелков.

 

Тест по определению правшества или левшества у взрослых.

 

1.     Считаете ли вы себя левшой, правшой или амбидекстром, то есть «двуруким»?

2.     Ведущий глаз (Л. П.): переплетение пальцев рук (Л. П.); поза Наполеона (Л. П.); манера аплодирования (Л. П.); развитость венозной системы (Л. П.); с какой стороны на голове волосяной пробор.

3.     Переучивали ли вас в детстве, в школе с левой руки на правую? Кого в семье вы сами переучивали? Имеется ли в семье заикание? Заикались ли вы сами?

4.     Трудовые и бытовые навыки, в которых пользуетесь левой рукой:

·        Держите ложку, чашку, карандаш;

·        Можете писать, чертить, рисовать, шить, вязать, выжимать бельё, чистить зубы, одежду, обувь, причёсываться;

·        Мыть посуду, окна;

·        Отпирать дверь;

·        Стричь бумагу, ткань, ногти;

·        Мести пол, копать, пилить, забивать гвозди, ввинчивать лампочку;

·        Играть на музыкальном инструменте ( скрипке, фортепиано,    флейте ) ;

·        Выжигать по дереву, заниматься резьбой по дереву;

·        Ловить рыбу, водить машину.

  

Переученные левши.

 

Правшество и левшество заложены в человеке от рождения, передаются по наследству из поколения в поколение. Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут  и держат ложку правой рукой.  Зато всё, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, в зрелом возрасте они делают левой.

Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у «чистого» правши (а таких в России и в странах Европы  примерно  42%) за речь, чтение, письмо и счёт отвечает левое полушарие головного мозга, правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его «ведении» находится зрительное восприятие ( узнавание) лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховое восприятие музыки, звуков природы ( пения птиц, криков животных, плеска воды, шума дождя и т. п., интонаций  и тембра голоса); оно же «ответственно» за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве и т. п. У «чистых» левшей   (их примерно 5-8%) - всё наоборот. Остальные 50% населения являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества. Это объясняется тем, что наши доминантные по речи теменные, затылочные, височные, и лобные доли могут располагаться и в том и в другом полушарии. Так, у одного и того же человека ведущими по речи, чтению и письму могут быть в зрительном восприятии левая затылочная доля, в артикуляции и двигательных функциях - правая теменная и лобная доли, а в слуховом восприятии левая затылочная доля, в артикуляции и двигательных функциях - правые теменная и лобная доли, а в слуховом восприятии звуков речи - та или другая височная доля. Такая «мозаика» доминантных и субдоминантных по речи отделов мозга характерна для многих лиц с признаками левшества.     

 

Функции головного мозга у взрослого человека-правши.

Оба полушария головного мозга состоят из четырёх долей, имеющих непосредственное отношение к познанию окружающего мира, к речи и мышлению. Это левополушарные и правополушарные височные ( слуховые) доли, две затылочные (зрительные) доли, две теменные доли, ответственные за тактильные и пространственные координаты всех наших движений, начиная от ходьбы и других навыков ног и рук, а также пространственно организованные движения артикуляционного аппарата (губ, языка, мягкого нёба, глотки, гортани) и мышцы, регулирующие речевое дыхание. Две лобные   доли у ребёнка выполняют роль закрепления всех элементарных тактильных, слуховых и зрительных сигналов, стимулируют общую активность ребёнка.

 

У абсолютного левши ведущими являются левое ухо, глаз, нога, рука.

У абсолютного левши ведущими оказываются правые затылочная, теменная, височная и лобная доли, реализующие все речевые и двигательные навыки  этой группы населения.

      Кроме абсолютных левшей и правшей примерно у 50% населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. Мозаичное в том смысле, что у них доминантными в реализации различных «фрагментов» или «операций» речевой деятельности участвуют не все четыре доли ( затылочная, височная, теменная и лобная ) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемешку.  По ведущему глазу субъект может быть левшой, а по «рукости» правшой, и наоборот: по всем признакам человек левша, а ведущий глаз у него не правый, а левый.

У парциального левши может не совпадать сочетание доминантности по речевым функциям обычно взаимосвязанных теменной и лобной долей. При тестировании на признаки рукости, а истинно «рукостными» являются теменная и лобная доли, могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «поза Наполеона».

Родители-левши в большинстве случаев рано начинают бороться с левшеством у своих детей:  ребёнку ещё в коляске дают погремушки в правую руку уже в полутора-двухгодовалом возрасте, как бы «перекладывая» врождённые функции ведущего у левшей по движениям и речи правого полушария в левое, в котором у них нет проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата.

Таким образом, у этих детей развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть», её всё время «запихивают» в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение; одновременно тормозится развитие тонких  движений в ведущей левой руке, ведущем левом глазе, который следит за движением левой руки.

 

Когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать для освоения этого навыка своё правое полушарие, для него самой природой предназначенное для контроля за устной  и письменной речью. В результате переучивания в левом полушарии у левши постепенно формируются дополнительные речевые зоны. Но процесс этот идёт довольно медленно. Зона владения рукой тесно соседствует в коре головного мозга с зоной движений артикуляционного аппарата. Ломка заложенных природой функций, свойственных каждому полушарию, ломает не только психику ребёнка, но задерживает у него в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких детей долгое время остаётся односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика.

 

Вот к чему может привести настойчивое переучивание левши с левой руки на правую:

1.     недостатки произношения, заикание;

2.     трудности в школьном обучении;

3.     второгодничество;

4.     нарушение эмоционально-волевой сферы;

5.     нелюбовь к чтению чуть ли не на всю жизнь;

     6.  негативизм, уход из школы и из семьи, бродяжничество.

Не переучивайте детей с левой руки на правую! Не ломайте им психику! Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками.

  

 

 М. К. Бурлакова. Советы логопеда. - М., 2004.