Get Adobe Flash player

Как выявить  скрытые проблемы в речевом развитии ребенка?

 

Молчание или скудость речи ребенка вызывает у родителей тревогу. Чаще всего, они замечают отставание в то время, когда ребенок должен говорить слова и фразы.  Раннее обнаружение отставания речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно, ведь слово является не только средством общения, но и  первичным инструментом мышления.  Без речи ребенок не может полноценно развиваться умственно. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие и, напротив, опоздание может стать роковым.

 

Пристального наблюдения после рождения требуют не только дети с явной врожденной и перинатальной патологией нервной системы, но и так называемые дети из «группы риска». К ним могут быть отнесены:

v   Дети от родителей старше 40 лет, особенно при первой беременности

v    Дети, родившиеся у женщины с патологическим течением беременности (токсикозы беременности, хронические соматические и гинекологические заболевания, инфекционные заболевания, анемия беременных, фукциональные поражения почек, печени, эндокринные заболевания, артериальная гипертензия)

v    Дети, родившиеся у женщин с инфекционными заболеваниями (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, гепатит С)

v    Дети, перенесшие внутриутробную или неонатальную инфекцию (сразу после родов или в первые дни и недели жизни)

v    Дети, родившиеся недоношенными или с низкой массой тела

v    Дети, родившиеся в тяжелом состоянии, обусловленном врожденной асфиксией или родовой травмой

v    Дети, перенесшие хирургическое вмешательство в неонатальном периоде

v    Дети, имевшие признаки перенесенной ишемии головного мозга или внутричерепного кровоизлияния

v    Дети, имеющие нарушения темпа роста развития в первые месяцы жизни по неустановленной причине

v    Дети, в чьих семьях имеются наследственные нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи.

 

Каждая семья должна знать особенности развития своего ребенка, быть максимально информированной о тех возможных или скрытых проблемах, которые могут быть обнаружены у их малыша. А самое главное – учиться наблюдать, оценивать и подмечать в поведении малыша те настораживающие моменты, которые могут говорить о неблагополучии в его развитии. Родителям можно вести краткий дневник наблюдений за малышом, который в дальнейшем сможет существенно дополнить историю развития ребенка при обращении за консультацией к специалисту.

 

Специалистами  дошкольной педагогики разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития речи, которые соотносятся с его возрастом и могут быть оценены родителями даже без участия специалиста.

Первый год жизни

Первый год жизни ребенка, который  называют доречевым периодом, очень важен для благополучного развития речи. Если у ребенка до одного года выявлены трудности формирования коммуникативной деятельности, а также нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного аппарата, то его необходимо дополнительно обследовать у специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля с целью своевременного проведения коррекционных мероприятий.

 

В речевом развитии детей первого года жизни условно выделяют несколько этапов.

1 этап – с первого дня жизни до 1 месяца

Функционирование артикуляционного аппарата

При первом осмотре новорожденного в роддоме тщательно обследуют периферический отдел артикуляционного аппарата с целью выявления нарушений строения губ, альвеол, челюстей, языка, твердого и мягкого нёба.

Однако нарушения подвижности органов артикуляции, снижение их тонуса, мышечная ассиметрия движений губ лучше заметны при кормлении ребенка и длительном наблюдении за ним в течении дня. Внимательные мамы часто первыми замечают, что, например, после перенесенного простудного заболевания у малыша стала подтекать струйка молока с одной стороны рта, при улыбке один уголок рта поднимается заметно выше другого. В этом случае следует обязательно сообщить о своих наблюдениях педиатру и записаться на дополнительный прием к детскому неврологу. Несложные медицинские мероприятия: общий массаж, курс витаминов, пассивная артикуляционная гимнастика помогут компенсировать эти проблемы уже в раннем возрасте, когда нервная система малыша очень пластична.

При первичном  неврологическом обследовании новорожденного ребенка «группы риска» необходимо, чтобы врач проверил у ребенка безусловные рефлексы, связанные с формированием предпосылок речи: сосательный, глотательный, хоботковый, поисковый, ладонно-ротовой, нёбный и глоточный. Обязательно поинтересуйтесь у невролога результатами обследования.

Угнетение безусловных рефлексов (при патологии ЦНС) или их отсутствие (при глубокой недоношенности) затрудняет как процесс кормления (младенец не берет грудь, срыгивает, поперхивается, захлебывается), так и развитие первых голосовых реакций.

Голосовые реакции

В норме ребенок кричит громко с первой минуты жизни. Первые голосовые реакции еще интонационно невыразительны, но в них можно отчетливо различить отдельные  гласноподобные звуки (а, э). Особое внимание педиатрами обращается на характер крика новорожденного. У детей с отклонениями в развитии он  часто напоминает отдельные всхлипывания на вздохе, с характерным носовым оттенком. В случае наиболее тяжелой патологии отмечается пронзительный, непрерывный крик.

На что следует  родителям обратить внимание:

v    Если к первому месяцу жизни у ребенка крик по-прежнему преобладает над другими рефлекторными звуками (кряхтение, причмокивание, ворчание), с помощью которых здоровый  ребенок сигнализирует о комфортных условиях своей жизни.

v    Если малыш кричит значительно чаще, чем другие дети

v     Или, наоборот, практически не кричит, вяло реагирует на внешние раздражители (насильственное пробуждение, голод, дискомфорт). Родители ошибаются, если в таких случаях считают, что у них растет очень спокойный ребенок и не обращаются по этому поводу к неврологу.

В этих случаях следует обязательно проинформировать своего педиатра и настоять на специализированном осмотре ребенка детским неврологом. Может потребоваться проведение дополнительных обследований головного мозга на медицинской аппаратуре.

 

Важнейшие показатели  развития ребенка в 1-й месяц жизни:

Длительное слуховое сосредоточение (ребенок прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)

v    Первая улыбка в ответ на разговор взрослого как  выражение радости и удовольствия, средство общения, способ привлечь внимание взрослого

v    Ребенок издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

 

2 этап – с 1 месяца до 3 месяцев

Голосовые реакции

На эмоционально-положительном фоне младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков (а, э) к произнесению коротких звуковых цепочек (э-э-а). При гулении общая двигательная активность ребенка заметно снижается.

В этом периоде голосовые реакции становятся все более эмоционально-выразительные, с помощью крика и плача ребенок демонстрирует свой протест или неудовольствие, сигнализирует о своих первых коммуникативных потребностях.

При нарушениях, связанных с органической патологией ЦНС, голосовые реакции ребенка остаются эмоционально невыразительными, иногда могут вообще отсутствовать. При выраженных нарушениях слуховой функции или эмоционально-психической сферы нарушается механизм подражания звукам, и гуление, а затем и лепет ребенка как бы застревают на начальной стадии.

 

 

Важнейшие показатели  развития ребенка в 3 месяца:

v    Зрительное сосредоточение ребенка на лице говорящего с ним взрослого (продолжительность 5-10 с)

v    Проявление у ребенка комплекса оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).  Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков.

 

3 этап – с 3 до 6 месяцев

Голосовые реакции

Постепенно намечается переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, более разнообразными. В 4-5 месяцев эпизодически появляются звуки, контрастно отличающиеся от напевного гуления, они ближе к покашливанию, бульканью. Это «гуканье», переходный этап от гуления к лепету, когда появляются согласноподобные элементы (гы, гм, мма). К 6 месяцам у большинства здоровых детей появляются сочетания гласных с губными согласными, сначала по типу отдельного слога, а потом и серии слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба). В этом возрасте ребенок повторяет одни и те же слоги с простыми звуками, но при этом еще не способен подражать взрослым. Малыш усваивает интонационно-мелодическую основу языка.

В случаях тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдаются бедные голосовые реакции, может отсутствовать певучее гуление, снижена интонационно-мелодическая выразительность, нет лепета. У глухих детей, как и у нормально слышащих младенцев, сначала появляется лепет,  в дальнейшем он затухает, т.к. не получает внешнего слухового подкрепления.

 

Важнейшие показатели  развития ребенка в 6 месяцев:

v   Произнесение ребенком отдельных слогов (начало лепета)

v   Различное реагирование малыша на свое и чужое имя.

 

4 этап – с 6 до 9 месяцев

Голосовые реакции

В это время младенец учится как эхо повторять не только свои собственные слоги, но и слоги за взрослым, копировать интонационно-мелодическую структуру хорошо знакомой фразы, успешно имитирует кашель и щелканье языком. Все звуки постепенно  приближаются к звукам родного языка, появляясь в речи в определенной последовательности.

При нарушениях речевого развития у ребенка наблюдаются отдельные комплексы звуков, ребенок не стремится к звукоподражанию. Ребенок реагирует на раздражители недифференцированным криком, плачем, спонтанными жестами.

 

Важнейшие  показатели  развития ребенка в 9 месяцев:

v    Ребенок понимает, когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово «нет»

v    На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов

v    Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете.

 

5 этап – с 9 до 12 месяцев

Голосовые реакции

Начало данного возрастного периода характеризуется активным лепетом, а в 12 месяцев большинство детей уже произносят около 10 лепетных слов. Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Нормально развивающиеся дети хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания. Они хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность, звучание голоса.

Во втором полугодии в лепете начинают преобладать звуки того языка, на котором говорят люди из ближнего окружения ребенка. Число лепетных слогов сначала увеличивается до 8-10, а к концу года сокращается до двух-трёх, что составляет среднее количество слогов в русской речи. Ребенок лепечет с интонацией родного языка, поэтому взрослые люди на слух легко узнают лепет детей своей национальности.

К концу стадии лепета ребенок уже достаточно хорошо понимает обращенную речь взрослого, выполняет простые поручения («Покажи носик», «Принеси собачку») и отвечает действием на словесные просьбы (например, хлопает в ладоши при слове «ладушки», кивает головой в знак «согласия-несогласия»).

К 12 месяцам появляется речевое общение при помощи первых слов, как правило, обозначающих близких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие. По своей звуковой структуре они еще близки к лепету. На этом этапе происходит активное накопление словаря ребенка через его общение со взрослым. Первые слова обозначают не отдельный предмет, а всю ситуацию в целом и не имеют постоянного значения.

 

В случаях неврологической патологии у детей «группы риска» присутствуют однообразные и монотонные голосовые реакции вместо первых слов, которые сочетаются с недостаточностью слухового внимания. Это задерживает у них развитие начального понимания речи и отодвигает на более поздние сроки время появления первых слов.

Иногда, при хорошем понимании обращенной речи и достаточном слуховом внимании, малыш также может не спешить с появлением первых слов. Нередко причина  такого отставания кроется в минимальной дисфункции общих речевых навыков у ребенка, которая может косвенно проявляться в виде несформированности навыков разжевывания и проглатывания твердой пищи, плохого умения пить жидкость маленькими глотками из чашки.

 

Коммуникативная деятельность и дословесные формы общения

Малыш понимает указательные, запретительные жесты, а также выполняет некоторые коммуникативные действия: машет ручкой при прощании, подражая взрослому,  для просьбы использует указательный жест. Среди дословесных форм общения можно выделить звуки, мимику, жесты, взгляды, произвольные движения тела.

Особую форму деятельности ребенка представляет подражание движениям, жестам, выражению лица, голосу, простым словам взрослого человека, которое становится осознанным и разнообразным в конце первого года жизни.

Задержка формирования или полное отсутствие дословесных форм общения в конце первого года жизни свидетельствует о возможных нарушениях коммуникативной функции речи. Однако взрослым следует задуматься, все ли возможное они сделали, чтобы научить ребенка коммуникативным жестам? Может, малыш просто не знает о том, как правильно выразить свои эмоции и желания, так как его этому не научили.

 

Важнейшие  показатели  развития ребенка в возрасте 1 год:

v   Подражание новым слогам, произнесение 5-10 облегченных слов

v    Понимание (без показа) названий  предметов и действий, имен близких, понимание слова «нельзя»

v    Выполнение по речевой просьбе отдельных поручений и раннее разученных действий (хлопает в ладоши, танцует и т.п.)

 

Второй – третий год жизни

Обследование речи ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет проводится логопедом детской поликлиники. Логопедическому обследованию должно обязательно предшествовать обследование слуха!

Для предварительной оценки речи своего ребенка родителям можно ориентироваться на такие обобщенные показатели развития:

От 1 года до 1 года 6 месяцев – первые слова к 1 году, постепенное накопление словаря к 18 месяцам

От 1 года 6 месяцев до 2 лет – первая фраза к 2 годам,  « лексический» взрыв в конце второго года жизни, когда ребенок стремительно переводит свой пассивный словарный запас (то, что понимает) в активный (то, что говорит). В норме на втором году жизни по времени наступления «лексического» взрыва мальчики отстают от девочек не более, чем на 3 месяца.

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев – постепенное развертывание фразовой речи (высказывания ребенка состоят более чем из 3 слов), появление вопросов «где?». «куда?»

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет – усвоение сложных придаточных предложений, появление вопросов «почему?», «когда?»

 

На начальных этапах усвоения речевой коммуникации использование маленькими детьми слов в общении с другими людьми имеет некоторые специфические особенности:

- понимание речи значительно лучше, чем умение говорить слова и фразы;

- в первую очередь происходит усвоение прагматики языка (диалогическая последовательность высказываний, использование утвердительных т отрицательных кивков головой, умение поприветствовать и попрощаться с собеседником, умение смотреть в глаза взрослому во время разговора и т.п.)

- использование значительного числа разнообразных невербальных средств для выражения коммуникативных намерений (крики, протягивание рук, направленные взгляды, улыбки, лепетание, указательные жесты, подталкивание в нужную сторону).

 

Признаки благополучного развития ребенка

v   Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

v   У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

v   Ребенок активно «гулил».

v   Начало лепетной речи не позже 11 мес.

v   Активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми, вступает с ними в контакт после некоторого привыкания.

v   Охотно повторяет за вами все, что слышит.

v   В возрасте 2-х лет имеет словарный запас около 50 слов, строит предложение из 2-х слов, понимает инструкцию из двух заданий, показывает пять частей тела, лица.

v   Понимает смысл прочитанных коротких рассказов с опорой на картинки и без неё, охотно слушает чтение.

v   Охотно решает свои проблемы с помощью речи.

v   Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки.

 

Признаки неблагополучного развития ребенка

v   Развивается с задержкой.

v   Перенес тяжелые заболевания.

v   Есть неврологическое заболевание.

v   Гуление и лепет появились поздно (в норме в 3 – 6 мес.)

v   Активно использует для общения жесты.

v   «Все понимает, но не говорит».

v   Неохотно повторяет за Вами слова и предложения, которые слышит, или вовсе не пытается их повторить.

v   Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью.

v   Ребенку безразлично, понимают ли его окружающие. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше»  не реагирует.

v   Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.