Get Adobe Flash player

Как правильно готовить руку к письму

 

Первый шаг к письму – графические движения. Этот этап  проявляется в способности ребенка пользоваться мелками и карандашами.

В 5 лет ребенок хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи, линии становятся более ровными, четкими – этому помогает изменение способа держания карандаша и ручки. Именно в этом возрасте ребенок быстро осваивает правила, как правильно сидеть, располагать тетрадь и держать ручку. Ребенок пяти лет все больше пытается писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными.

 

При подготовке детей к письму  и на начальных стадиях обучения превосходной тренировкой графических умений является рисование. Регулярные занятия рисованием совершенствуют движения руки (кисти, пальцев), тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму. При рисовании, как и при сформированном письме, ребенок не думает, как он это делает, основная задача – нарисовать то, что хочется. Рисование как творческий процесс должен быть обязательной частью воспитания дошкольников.

 

В 6-7 лет еще недостаточно сформированы мелкие мышцы пальцев, не закончено окостенение фаланг пальцев (которые при письме испытывают значительную нагрузку), низкая выносливость к статическим нагрузкам, поэтому  для начального этапа обучения письму характерно сильное напряжение мышц руки, кисти, пальцев, проявляется  нестабильность, неровность, нечеткость штрихов, трудность сохранения  правильной позы. Только к 9 годам (к 3-4 классу) движения станут более четкими, стабильными, менее напряженными (вне зависимости от качества почерка).

Успешность формирования навыка письма и особенно почерка во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные правила. Научить ребенка правильно сидеть и держать ручку – задача не из легких, тем более что к 5-6 годам уже формируется определенная поза при рисовании и письме (часто неправильная) и способ держания ручки (часто тоже неправильный).  

Для правильной техники письма важно сформировать:

·          правильную позу,

·          правильное положение ручки и тетради,

·          правильную координацию движений.

 

 

 

Правила выполнения графических упражнений

в добуквенный период обучения

 

·          При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность сделанного и тщательность следования инструкции.

·          Перед каждым заданием объясните ребенку его цель (что будете делать, для чего и как).

·          Продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 минут.

·          Учите ребенка расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть и только затем делать следующее движение).

 

10 простых шагов к красивому и правильному письму

(Академик РАО, психофизиолог М.Безруких)

 

1.     Учимся  правильно сидеть.

·          Парта, стол и стул ребенка должны соответствовать его росту.

·          Сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула.

·          Не опираться грудью на стол (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони).

·           Ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке.

·          Туловище, плечи держать ровно. Голова слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30 см от тетради (бумаги).

·          Обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола и находятся  на расстоянии около 10 см от туловища.

·          Свет при работе должен падать слева (у праворукого ребенка) и справа (у леворукого ребенка).

 

2.     Учимся правильно держать тетрадь и ручку.

Необходимо объяснить и показать ребенку, как правильно положить тетрадь: сначала положить ее прямо перед собой, затем чуть наклонить вправо (если ребенок пишет правой рукой) или влево (у леворукого ребенка), чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на уровне середины груди.

Как держать ручку, если ребенок праворукий.

При письме правой рукой ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку с левой стороны. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, рука быстро устает, темп письма снижается. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см, цвет пасты темно-синим, темно-фиолетовый. Ручка обычная шариковая с резиновой насадкой для пальцев.

Как держать ручку, если ребенок леворукий.

При письме левой рукой действуют те же правила, но ручка берется чуть выше (3-4 см от кончика стержня), практически без прогибания указательного пальца. Ручка лежит более плоско вдоль большого пальца, не образуя угол между ручкой и кистью. Рука должна опираться на мизинец, а не на тыльную часть руки.

 Освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых.

 

3.     Учимся рисовать прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные).

На этом этапе следует закрепить понятия «верх», «низ» (верхняя, нижняя часть листа), «середина»», «правая и левая сторона», «справа», «слева», «сбоку», движения вверх и вниз, направо и налево.

Сначала ребенка следует научить ставить точки, затем – рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука, и звездочки, показывающие место завершения движения. Расстояние между точками и направлением движения может быть различным. Ребенок должен научиться сам выбирать направление движения от точки, обозначать его стрелочкой и проводить в этом направлении линию.

 

4.     Учимся рисовать параллельные линии.

Объясните ребенку, что параллельные линии – это ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Все вертикальные и наклонные линии пишутся сверху вниз, а горизонтальные – слева направо.

Самым эффективным вариантом развития и тренировки умения чертить равные параллельные линии является штриховка. При формулировке задания говорите не просто «заштрихуй», а «заштрихуй линиями с наклоном вправо», «заштрихуй, чтобы все линии были на равном расстоянии».

 

5.     Учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые.

Полуовалы являются составной частью как печатных, так и строчных букв (в, б, з, р, ф, я).при выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки, правильность опоры кисти (на мизинец).

 

6.     Учимся рисовать круги и овалы.

На этом этапе эффективны различные графические задания.  При выполнении заданий по «раскручиванию» и «закручиванию» спиралей нужно попросить ребенка держать ручку свободно (на весу, без опоры на мизинец). Они позволяют почувствовать новые варианты свободных движений руки при манипуляции ручкой.

Сравнение и срисовывание круга и овалов позволяет четко увидеть различия между этими фигурами, понять различия в движениях руки.

 

7.     Учимся рисовать зигзаги и прямые линии не отрывая руки.

Выполнение этих заданий позволит научить ребенка свободно передвигать руку по строке, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если графические элементы будут более крупными, потому что основная задача – умение передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками».

Сначала можно попробовать «проехать» по «широкой дороге», а потом постепенно «по узкой тропинке», выполняя пунктирные линии. После этого следует научить ребенка выполнять сплошные линии не отрывая руку.

 

8.     Учимся различать и писать элементы печатных букв.

На этом этапе очень эффективно копирование букв, написанных разными шрифтами, конструирование букв из разных деталей (счетных палочек, спичек, шнурка, треугольников и т.п.). Важно дать понятие о рабочей строке, в которой пишется буква, понятие о нижней и верхней границе строчки, срединной линии, о параметрах написания буквы (высота, ширина).

 

9.     Учимся писать печатные буквы.

На этом этапе предложите ребенку выполнять задания «Допиши букву», которые позволяют закрепить образ буквы, совершенствуют систему движений руки при письме и позволяют писать детали (элементы) печатных букв четко, правильно, без выраженного напряжения.

Правила письма печатных букв в строке

·                   Буквы (или их элементы) должны быть одинаковой высоты и ширины.

·                   Все прямые линии должны быть прямыми, ровными и параллельными.

·                   Овалы должны быть «вписаны» в строку, при этом должна соблюдаться форма, ширина и высота этого элемента.

 

Девятый шаг завершает этап подготовки к письму, если он проводится в дошкольном возрасте.

Если ребенок хорошо справляется с заданиями первых шагов и при этом свободно держит ручку, все штрихи четкие и ровные, фигуры соответствуют образцам по размерам, сочетанию и расположению штрихов, то можно говорить, что подготовительный этап пройден успешно.

 

10.           Учимся писать элементы письменных (строчных) букв.

Этот шаг завершает период подготовки к письму, но уже при обучении ребенка в школе. Правда, в последние годы все чаще элементы письменных букв (и даже буквы) дети учатся писать до школы в подготовительных группах. В русском курсивном письме этих элементов немного: прямая черта, черта с закруглением внизу (вправо), черта с закруглением вверху и внизу, овал, правый и левый полуовалы, точки, петли.

Необходимым компонентом этого шага является объяснение того, как выполняется каждое движение при письме отдельных элементов. Особое внимание следует обратить на элементы, выходящие за строку вверх и вниз и разобрать схему написания букв, включающих такие элементы. Инструкция взрослого должна быть простой, пошаговой, с четкими ориентирами точки начала и окончания движения: «Начинаю… веду… заканчиваю…» словесная инструкция должна сочетаться с показом действия. Когда инструкция ребенком усвоена хорошо, предложите ему самостоятельно в замедленном темпе выполнить действия под собственную инструкцию.

Обучение элементам письменных букв начинается с анализа букв (строчных и заглавных), выделения общих элементов, сходства и различий в соотношении элементов. Специальные задания типа «Выдели элементы букв» позволяют сфокусировать внимание ребенка на отдельных элементах (не разрушая целостность восприятия буквы), показать и разъяснить, что один и тот же элемент встречается в разных буквах, то есть существуют буквы с одинаковыми элементами (н, л, м, и, ш).

 

В процессе подготовки к письму важно спокойно повторять объяснение, постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента: «это хорошо», «это правильно»,  «молодец, это очень хорошо получилось». Таким образом, не только фиксируется внимание ребенка на том, что сделано хорошо, но и не подчеркивается неверно, неправильно выполненное, снимается эмоциональное напряжение, неуверенность, тревожность.

 

Учимся  правильно сидеть.

            

  Правильная поза при письме: а — праворукого ребенка; б — леворукого ребенка

 

 

                                                   

 

Учимся правильно держать тетрадь и ручку.

 

                          а – правильно                                              б – неправильно