Get Adobe Flash player

Развивающие занятия с  детьми 2-3 лет

«Учимся играя»  

Ранний возраст – период активного ознакомления с окружающим миром, овладения речью, предметно-практической деятельностью (действиями с предметами), становления первичных форм игры. Именно эти направления стали содержательной основой  развивающих занятий с детьми 2-3 лет.

Воспитание и развитие ребенка раннего возраста невозможно без активного и грамотного участия родителей. Только в семье, через взаимоотношения с близкими людьми, совместные действия взрослого и ребенка происходит познание окружающей действительности. Это ведет, в свою очередь, к развитию у ребенка познавательного интереса  к взрослому, к эмоциональному отношению к людям и предметам, способствует обогащению сенсорного опыта,  формированию основных предпосылок игры. На этой основе возникает и речевое взаимодействие ребенка со взрослым, стимулируется речь ребенка.

Широкое использование предметных и  сюжетных  игр делает эти занятия развивающими и эмоционально насыщенными. На основе различных действий с предметами - игрушками (накладыванием, вкладыванием, нанизыванием, ощупыванием, шнурованием и др.) развиваются сенсорные способности детей (знания о свойствах предметов – величине, форме, цвете) и наглядно-действенное мышление.

В играх-занятиях у детей расширяется ориентировка в окружающем, расширяются  представления о живой и неживой природе, деятельности человека, предметах ближайшего окружения (игрушках, мебели, посуде и т.д.) и на этой основе происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.  На занятиях широко используются разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Полученный на занятиях опыт взрослые в дальнейшем могут применить  в домашних условиях в общении со своим ребенком с учетом  его индивидуальных особенностей.

 

Комплексные развивающие программы 

 для детей дошкольного возраста 3-7 лет

 

v Развивающие занятия с  детьми 3-4 лет

«Я познаю мир»

Содержание обучения включает 3 направления (развитие речи, познание окружающего мира, развитие  творческих умений), которые позволяют реализовать системный подход к воспитанию, обучению и развитию детей, формированию основных психических функций.

·               1 направление – развитие речи – направлено на развитие артикуляционной моторики, расширение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи;

·               2 направление – познание окружающего мира – направлено на   развитие познавательной деятельности, обогащение представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине и др.), формирование представлений об окружающем мире (людях, предметах домашнего обихода, живой и неживой природе, явлениях общественной жизни)  

·               3 направление – развитие творческих способностей – направлено на  развитие мелкой моторики и закрепление представлений о свойствах предметов на основе продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования).

 Педагоги вовлекают детей во взаимодействие со сверстниками и взрослыми,  расширяя и уточняя знания и  представления детей об окружающем мире на основе практических действий. Полученный опыт дети переносят в различные виды продуктивной деятельности.

 

v  Мини-школа для детей 4-5  лет

Программа  «Мини-школа»-  это система развивающих интегрированных занятий, построенная с учетом возрастных особенностей детей.  Обучение включает следующие направления:

·               познание окружающего мира;

·               развитие речи;

·               развитие математических представлений;

·               продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Темы занятий тесно связаны с повседневной жизнью ребенка. У детей расширяются знания  о живой и неживой природе, о жизни людей. Большое значение придаётся развитию речи. На занятиях уточняется и расширяется словарный запас по разным лексическим темам, активизируется словарь обобщающих наименований, антонимов, прилагательных, глаголов. Большое внимание уделяется воспитанию правильного произношения и фонетического восприятия. С этой целью используется занимательная артикуляционная гимнастика, речевые игры и упражнения.

Дети закрепляют умения считать и пересчитывать в пределах пяти на слух и на ощупь,  определяют форму и величину знакомых предметов, учатся ориентироваться во времени (времени года, частях суток) и пространстве, определяя положение предмета по отношению к себе.

Поскольку у детей в этом возрасте возникает произвольность поведения, они могут создавать поделки из разных материалов не только по образцу, а также исходя из собственных замыслов. Тематика рисунков, поделок задаётся общей направленностью работы, запланированной на неделю.

Реализация предлагаемого системного подхода к обучению и развитию детей способствует формированию основных физиологических и психических функций, которые обеспечат успешность перехода детей на дальнейшую ступень развития.

v  Подготовка к школе  детей 5-6 лет

Без обучения не может быть развития. Процесс обучения детей 5-6 лет предполагает сохранение специфики дошкольного детства, нормального хода развития ребенка. Это также предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» - заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным, но в форме школьного урока. Занятия включают следующие направления: познание  окружающего мира, развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного мышления); развитие математических представлений, подготовка к обучению грамоте.

Познание  окружающего мира,

развитие психических функций

Основная задача раздела «Познание  окружающего мира» -  закреплять и расширять представления  детей о предметах и явлениях окружающей действительности,  растительном и животном мире, учить их бережно, пытливо и любознательно относиться к тому, что находится вокруг. Содержание занятий включает изучение значимых событий как в собственной жизни детей, так и жизни города и страны в целом. Большое внимание уделяется развитию волевых качеств: умению проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата, развитию произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, умению анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Развитие математических представлений

 

На занятиях  ставится цель расширить и углубить представления детей о форме и величине предметов, обучая их устанавливать размерные отношения между  предметами на глаз.  Совершенствуются умения устанавливать отношения между множествами, сравнивать числа в пределах десяти, считать предметы, уравнивать неравенства, определять свое местонахождение среди предметов, ориентироваться  на листе бумаги и частях суток.

 

 

Подготовка к  обучению грамоте

 

Занятия по подготовке к обучению грамоте направлены на развитие   речевого восприятия (умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению). Дети знакомятся с признаками двух основных групп русского языка (гласными и согласными), учатся  выделять звук в слове, определять место звука в слове, последовательность звуков в слове, синтезировать слова из звуков и т.д.

 

С помощью сказочных персонажей дети  знакомятся с буквами. На основе практических упражнений -  складывания букв из разных предметов, нахождение их в рисунках и среди других букв, заучивания стихов -  дети легко  запоминают их. 

 

Успешно освоенные задания позволяют детям хорошо ориентироваться в звуках и буквах и прослеживать порядок  их расположения в слове. Это значит, что период обучения грамоте в школе, и дети смогут спокойно овладеть фонетическим принципом письма.

 

v Школа выходного дня (для детей 5-6 лет)

Обучение  включает три направления:

·        развитие  устной речи;

·        подготовка руки к письму;

·        формирование элементарных математических представлений

Развитие  устной речи

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.   Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе.

 Содержание занятий  по развитию речи включает направления:

·               формирование лексикона;

·               усвоение морфологических норм языка (словоизменения и словообразования);

·               развитие связной речи.

В работе над лексикой особое внимание уделяется не столько накоплению словарного запаса, сколько его систематизации (упорядочению) в языковом сознании ребенка.  В занятие включаются задания и упражнения, направленные на расширение и систематизацию словарного запаса по лексическим темам, обогащение словами-антонимами, синонимами, родственными и многозначными словами, усвоению малочастотной лексики.

Усвоение морфологических норм (словоизменения и словообразования) направлено на формирование грамматической компетенции и включает задания на развитие умения правильно изменять и согласовывать слова употреблять предлоги, образовывать новые слова, грамотно структурировать простые и сложные предложения.

Развитие связной речи включает задания на обучение последовательному пересказу текстов и составлению рассказов с использованием таблиц, схем, сюжетных картинок.

Курс занятий «Развитие устной речи» позволяет  развить речевые способности детей, развивает умения точно и  грамотно  излагать свои мысли и понимать речь окружающих, воспитывает уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Подготовка руки к письму

 

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка в начале школьного обучения, необходимо провести значительную подготовительную работу.

 Подготовка детей к обучению каллиграфии проводится в нескольких направлениях:

·               гимнастика пальцев и кистей рук;

·            ориентирование на листе бумаги;

·               формирование элементарных графических навыков (с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и медики).

 

Гимнастика для пальцев и кистей рук оказывает оздоравливающий и тонизирующий эффект на организм: улучшает самочувствие, снимает эмоциональное напряжение и  утомляемость,  повышает работоспособность, улучшает  деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, активизирует умственную деятельность, улучшает память, развивает координацию движений, силу и ловкость рук.

 

Упражнения по ориентированию на плоскости листе бумаги направлены на развитие умений  правильно воспринимать и  определять расположение предметов в пространстве и обозначать словами с пространственным значением (вверху, внизу, справа, слева, за, под и т.д.)

       

 При выполнении  графических упражнений дети знакомятся с   правилами выполнения заданий: соблюдением правильной позы при рисовании, способом держания карандаша, расположения листа бумаги, правильной координации движений пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании. Правила  позволяют сформировать правильный графический навык, сделать письмо удобным, четким.

Регулярное  выполнение упражнений укрепляют мышцы руки ребенка, способствуют формированию умения работать по плану, развивают концентрацию внимания, совершенствуют зрительно-пространственное восприятие и зрительно-двигательную координацию.

 

Математика

 

Содержание занятий по формированию элементарных математических представлений способствует проявлению и становлению интереса детей к познанию  характерных особенностей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

 

Познание ребенком многообразия математических отношений объектов осуществляется через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через игровые действия, решение логических и арифметических задач и головоломок, развивающие и логико-математические игры.

 

Включенные в содержание игры и задания способствуют совершенствованию памяти, развитию восприятия и  внимания детей.  На занятиях осуществляется умственное (в данном случае математическое) и личностное развитие детей.

    

Профильные обучающие программы

 

v  Быстрое обучение чтению  детей 5-7 лет

(36 занятий)

 

Что больше всего волнует родителей, когда их ребёнок идёт в школу? Умеет ли он читать.  Формирование у детей  правильного осмысленного навыка чтения  является фундаментом успешного обучения ребенка в школе. Всё последующее обучение (математике, биологии и др.) основано на умении ребёнка понимать написанное.

Начальный курс направлен на  формирование умения читать  на основе складового принципа (открытых слогов – гласный плюс согласный). Л.Н.Толстой обучал крестьянских детей  чтению именно по складам. 

Занятия проходят в игре, в активном движении с использованием:

·               кубиков, различающихся по наполнителю (звуку), размеру, весу, цвету,

·               таблиц с написанными складами,

·               складовых картинок с изображением предмета и  записанным  печатными буквами его названием,

·               настольно- печатных дидактических  и компьютерных  игр. 

Кубики помогают детям научиться различать гласные и согласные буквы, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные. Благодаря увлекательной игре с кубиками, дети составляют из них слова и предложения, запоминают  правила  русского языка, испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд.

 

В таблицах представлены склады и знаки, которые написаны на кубиках. Отслеживание «песенок» глазами по таблицам в горизонтальном и вертикальном направлении  способствует запоминанию складов, подготавливает глазные мышцы к движениям, необходимым для будущего чтения (слева направо и сверху вниз), развивает ритмико – интонационную сторону речи, речевое дыхание. Глазодвигательные движения  способствуют  расширить поле зрения, улучшить восприятие и  внимание.

 

Складовые картинки – это картинкисо словами на лицевой (с картинкой) и оборотной (без картинки) сторонах, разделенных на склады. Упражнения со складовыми картинками позволяют детям охватить  глазами всё слово целиком, запомнить его написание, правильно прочитать его и написать с помощью кубиков.

 

Дидактические настольно-печатные игры,  игровые задания,  компьютерные игры позволяют закрепить умение читать складовым способом на основе ведущего вида деятельности дошкольного возраста – игры.

 

Регулярные занятия по курсу « Обучение чтению по кубикам Н.Зайцева»  формируют  навык правильного, осмысленного  чтения  и письма слов и   предложений, улучшают речь, развивают фонематический слух,  зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, слухоречевую  память, формируют интерес и эмоционально-положительное отношение к процессу чтения, способствуют  профилактике нарушений письма и чтения в школе.

v Английский язык для детей 6-7 лет

Психологи доказали, что изучение иностранных языков детям даётся намного легче, чем взрослым.  Считается, что самый удачный возраст для знакомства с иностранным языком — с 4 до 8 лет. Занятия английским языком расширяют кругозор ребёнка, развивают речевые навыки, знакомят с новой для них языковой культурой, обогащают словарный запас.

Основной задачей обучения является развитие элементарных речевых умений и восприятия английской речи на слух.  Развитие коммуникативных способностей детей на иностранном языке рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса развития и обучения  на основе опыта родного языка. Дети учатся сообщать о себе основную информацию на английском языке, читать, писать  и понимать иностранную речь в пределах тематики и ситуаций общения. Песенки, считалки и рифмовки позволяют отрабатывать правильное произношение и запоминать фразы в языковом контексте. Задания в рабочей тетради, упражнения на развитие навыков правописания подготавливают почву для дальнейшего его изучения в школе.

v Грамматика русского языка

Количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью с каждым годом увеличивается. По самым общим подсчетам, таких детей около 25 % от общего количества учащихся. В дальнейшем, трудности письма и чтения, возникающие в школьном возрасте, сохраняются и во взрослой жизни. Ошибки письма выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в “зеркальном” написании букв и т.д. Если вовремя на них не обратить внимания, не принимать профилактических мер, то специфические ошибки письма становятся стойкими и переходят из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в истинные дисграфию и дислексию.

При умело организованном учебном процессе, а именно: при создании у старших дошкольников и младших школьников  стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде эти трудности успешно преодолеваются.

На занятиях дети  учатся:

·               правильно произносить все звуки русского языка, правильно обозначать буквами при письме;

·               узнавать буквы, сходные по начертанию, заглавные, строчные, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга необычно расположенные в пространстве и др.;

·               характеризовать звук: гласный – согласный, гласный – ударный – безударный, согласный – твердый – мягкий, звонкий – глухой.

·               определять количество предложений в тексте, слов в предложении;

·               правильно употреблять предлоги в предложении;

·               знать и применять основные правила русского языка;

·               грамматически правильно оформлять речь.

 

v Интеллектуальный тренинг

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности.      Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

 

Интеллектуальный тренинг – это система увлекательных занятий по развитию  общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей); развитию  устойчивости, концентрации внимания; формированию приёмов запоминания; развитию пространственно-временных представлений.

 

Занятия включают:

·               упражнения, направленные на развитие общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

·               упражнения на развитие внимания (его устойчивости, концентрации), формирование приёмов запоминания, развитие смысловой памяти;

·               гимнастику для глаз для профилактики близорукости;

·               упражнения,  направленные на активизацию правого и левого полушарий;

·               решение логических задач, ребусов и головоломок.

 

Занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют у них стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения в школе.

 

v Риторика для детей 5-7 лет

Речь является необходимым компонентом общения. Весь дошкольный возраст – это период развития речи. К пяти годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря, развивается диалогическая и монологическая речь. На  шестом году жизни ребенок способен поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы и правильно на них отвечать, развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по плану. На 7-м году жизни формируется сознательная культура речевого общения. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы творческого характера и небольшие сказки. Это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) начать обучение риторике.

Главной целью курса «Риторика для дошкольников» является формирование коммуникативных способностей, которые включают овладение языком, обучение  умению  применять язык для целей общения   в  разнообразных коммуникативных ситуациях. Курс включает тематические блоки: «Азбука общения», «Речевой этикет», «Техника речи», «Речевые жанры».

Задачи курса:

·               знакомство детей с нормами русского литературного языка, воспитание уважительного отношения к чистоте и богатству родной речи;

·               развитие качества голоса (тембра, силы, высоты); дикции, дыхания, темпа речи;

·               совершенствование речевого аппарата детей путем включения в занятия артикуляционной гимнастики, чтения чистоговорок, потешек, скороговорок;

·               развитие умения последовательно излагать свои мысли, формирование умения  убеждать, отстаивать свою точку зрения;

·               расширение представлений о человеческих взаимоотношениях, приобретение опыта, необходимого для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;

·               усвоение формул речевого общения.

Основа обучения – разнообразная деятельность детей:  речевая гимнастика, обсуждение  и обыгрывание речевых ситуаций, словесные игры, творческие задания, драматизация.

 

v Риторика для младших школьников

 

Современный русский толковый словарь трактует риторику как теорию красноречия, науку об ораторском искусстве. Аристотель и М.В.Ломоносов говорили, что риторика еще и наука убеждать, наука слушать, поэтому, помимо создания замысла и реализации речевого произведения, риторика включает проблемы слушания и понимания, что крайне важно для эффективной речевой коммуникации.

 

В современном обществе проблема непонимания людьми друг друга особенно остра, а значит, надо учить слушать, понимать, общаться.

Основная  задача курса риторики –  обучение эффективному  общению.

 

В программе «Риторика для младших школьников» можно выделить

два смысловых блока:

Блок «Общение» дает представление

·               о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением;

·               что такое  речевой этикет, понятие «вежливый человек»

·               о видах общения (по различным основаниям);

·               о коммуникативных качествах речи (тон, темп, правильность, богатство,  выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто говорит, пишет, кому, почему, зачем, где, когда, как)

 

Блок  «Речевые жанры» дает представление о типологии текстов определенной коммуникативной направленности и о речевых жанрах, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации и др.

В процессе занятий дети учатся:

·               характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

·               определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

·               планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

·               осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

·               оценивать правильность речи с точки зрения (известных детям данного возраста) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

·               применять  уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

·               определять тему, основную мысль несложного текста;

·               определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

·               подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

·               составлять невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

·               разыгрывать диалоги, сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

·               давать оценку невежливому речевому поведению.

 

 

 

 

v Изостудия (лепка, рисование)

В.А. Сухомлинский считал, что в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, что ребёнок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке.

Изобразительная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Рисуя или создавая что-то из пластичного материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией.       При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы.  В рисунке или пластичном материале ребенок может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными.

На занятиях по изобразительному искусству ставится цель наиболее полно раскрыть и обогатить эмоциональный мир ребёнка. Дать возможность ребёнку удивиться, увидеть и почувствовать красоту вокруг, а потом и выразить свои чувства. Для этого используются разнообразные приёмы и материалы ИЗО-творчества: гуашь, акварель, фломастеры, мелки, цветные карандаши, пластилин. Разнообразие материалов делает занятия увлекательными для детей, а также полезными для развития фантазии и мелкой моторики.    

Задачи курса:  

·               развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза;

·               развить эстетическую культуру восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, формировать художественный вкус;

·               обучить навыкам грамотного ведения работы (использования художественных материалов, правильному положению ученика во время работы, грамотной последовательности ведения работы);

·               обучить элементарным навыкам наблюдения натуры;

·               освоить различные техники исполнения и использования разных материалов.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их творческие  способности.

 

v Обучение детей и подростков навыку оптимального  (диафрагмального) дыхания на основе

компьютерной программы «Волна»

         Программа  «Волна» используется для обучения детей и подростков диафрагмальному дыханию, что позволит им сохранить ресурсы организма в самых различных жизненных ситуациях и улучшит их самочувствие.

Занятия по программе  «Волна» способствуют решению актуальных и значимых для развития  ребенка задач:

·               Оздоровление часто и длительно болеющих детей

·               Профилактика стрессогенных заболеваний

·               Профилактика и коррекция функциональных нарушений респираторной, сердечно-сосудистой и других систем

·               Создание благоприятных  условий для нервно-психического развития

·               Профилактика и коррекция нарушений речевой функции

·               Улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности

·               Нормализация психоэмоционального состояния.

 

Общие показания  к работе с программой «Волна»:

·               Наличие психосоматических нарушений

·               Наличие неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения

·               Наличие логоневрозов, невротических нарушений

·               Снижение адаптационных возможностей, иммунитета

 

Противопоказания:

·               Абсолютные: запрет на работу с монитором компьютера, грубые нарушения интеллекта

·               Относительные: обострения хронических заболеваний кардио-респираторной системы, значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получить адекватные сигналы обратной связи.

Продолжительность курса занятий

Практический этап работы по выработке навыка диафрагмального дыхания с использованием компьютерного тренажёра «Волна» составляет 10-12 занятий.

 

 

 

 

v Логопедическое обследование детей

Логопедическое обследование помогает выявить уровень развития речи детей и соответствие возрастным нормам формирования речевой функции.

По желанию родителей, возможно проведение логопедического обследования устной речи детей с 4-х лет на основе компьютерной программы  В.М.Акименко.

 

Обследование устной речи  включает:

·               Обследование строения и функций артикуляционного аппарата

·               Обследование фонематического восприятия

·               Обследование звукопроизношения

·               Обследование дыхательной и голосовой функции

·               Обследование понимания речи

·               Обследование слоговой структуры слова

·               Обследование лексического запаса и грамматического строя языка

·               Обследование связной речи

 

Обследование письма включает:

·               Изучение  школьных тетрадей для выявления уровня сформированности письма и характера ошибок

·               Письмо под диктовку

·               Чтение и пересказ текста для выявления возможных недостатков устной речи

·               Обследование  слуховой дифференциации близких звуков речи, навыков языкового анализа  и синтеза, сформированности зрительно – пространственных функций

 

По результатам обследования логопед определяет состояние речевого развития ребенка, соответствие возрастной норме, даёт заключение и рекомендации по развитию или коррекции речи в устной или письменной форме (по желанию родителей).

 

v Логопедические занятия

 

Коррекционная логопедическая  работа с детьми осуществляется  в форме индивидуальных занятий, что дает возможность варьировать их структуру и содержание, выбирать наиболее адекватные приемы работы, дозировать материал с учетом особенностей и потребностей речевого развития каждого ребенка.

Продолжительность  индивидуальных коррекционно-речевых занятий составляет   30-40 минут с дошкольниками и 45 минут со школьниками. Занятия проводятся  два-три  раза в неделю в зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей.

 

Направления работы с детьми по коррекции устной речи (фонетического, фонетико-фонематического  и общего недоразвития речи):

·        развитие моторики  артикуляционного аппарата и ручной моторики

·        формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях (слогах, словах, предложениях, в спонтанной речи),

·         дифференциация звуков от сходных по акустическим и артикуляционным признакам звуков,

·         развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза,

·        активизация и обогащение лексико-грамматических средств речи,

·        совершенствование связной речи. 

·        Дополнительно по желанию родителей проводятся занятия по освоению техники нижнереберного (диафрагмального) дыхания на основе компьютерной программы «Волна» для улучшения речевого дыхания, повышения резервных возможностей организма  ребенка,  профилактики респираторных заболеваний.

Обязательным условием  проведения индивидуальных занятий является  присутствие одного из родителей и их активное включение в коррекционный процесс. На занятии в присутствии одного из родителей проводится обучение  ребенка  упражнениям,  направленным на развитие артикуляционной моторики,  осуществляется  работа по постановке  и закреплению звуков  в речи и развитию навыков фонематического анализа. В конце занятия родители получают рекомендации  по  закреплению с ребенком в домашних условиях полученных навыков.

 

Направления логопедической  работы  с детьми по коррекции нарушений письма (дисграфии и дизорфографии):

·        формирование анализа и синтеза речевого потока,

·        развитие дифференциации акустически близких звуков (твердых - мягких, звонких - глухих, свистящих-шипящих, сонорных звуков),

·        развитие оптико-пространственных представлений,

·        совершенствование тонкой моторики рук,

·        развитие навыков самоконтроля в учебной работе.

 

В школьном возрасте  основой коррекционно-логопедической работы  является учебная деятельность. Обязательным условием является выполнение домашнего задания для закрепления пройденного материала.