Get Adobe Flash player

Дети при разводе

 

 

Не все семьи  способны выдержать испытание на прочность. Многие функции со временем нарушаются. Часто выход из сложившейся ситуации один – развод. Последствие разводов – это, прежде всего рост числа неполных семей и обострение проблем одиноких людей.

 

         Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т.е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод, как считают специалисты, - это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или более партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не смогут стать для него чужими, если очень не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5-7летние дети, и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

 

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

 

         Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребёнок пережил в детстве разлуку с отцом.

 

         Существуют ограниченные научные данные, которые подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний в процессе и после развода родителей может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. В частности, среди женщин, у которых родители  разошлись, когда те были совсем маленькими, особенно выражена тенденция заводить внебрачных детей. Кроме того, лица, выросшие в семьях, разбитых в результате развода родителей, более подвержены нестабильности в собственном браке.

 

     Вместе с тем некоторые психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая разводу.

 

Если для родителей развод зачастую является закономер­ным следствием нарушения семейных отношений, то для детей он чаще всего неожиданность, приводящая к затяжному стрес­су. Развод для взрослых - это болезненное, малоприятное, по­рой драматическое переживание, на которое они идут по собственной воле и из лучших побуждений. Для ребенка расста­вание родителей — это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. И даже если они осознают, что па­па и мама недовольны друг другом, им трудно это понять и при­нять, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции. Поэтому переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением, решением родителей. Есть некоторые различия в эмоциональных  и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, связанных с их переживаниями ситуации развода родителей. Так, девочки чаще держат переживания в себе, и внешнее поведение их почти не меняется. Однако при этом могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работо­способность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Иногда подобные реакции направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание расстающихся родителей и, если не скрепить их узы, то хотя бы убедиться в том, что ее они не разлюбили. Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь, девочка может спокойно играть во дворе с други­ми детьми, не испытывая каких-либо неудобств, забыв о том, что совсем недавно она жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возмож­ными средствами.

 

     Для мальчиков характерны более очевидные нарушения по­ведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Если основные переживания девочек в ситуации развода родителей - грусть и обида, то у мальчиков - гнев и агрессивность. Пере­живания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказывать­ся на окружающих.

 

     Свою агрессивность мальчики могут выражать по-разному, выбирая ее объект в зависимости от условий: демонстративно отказываются говорить с отцом, повышают голос на мать, ухо­дят из дому, не поставив никого в известность, переходят жить к друзьям или родственникам.

 

     Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем призна­ки пола и тем серьезнее могут быть нарушения поведения, кото­рые становятся заметными не только в семье, но и вне ее. Это может быть выражение агрессии в школе, на улице, неожидан­ные слезы, конфликты, полная рассредоточенность внимания. Но чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья (экземы, гастриты, за­икания, навязчивые движения), для мальчиков — асоциальные формы поведения.

 

     Несомненно, отсутствие мужчины в окружении ребенка яв­ляется важным фактором, определяющим особенности процес­са воспитания в разведенной семье. По мнению психологов, это значимый, но не определяющий фактор. Чаще всего причиной отклонений в психическом и личностном развитии ребенка яв­ляется ошибочное поведение матери, поставленной в трудные условия и не сумевшей выбрать нужный курс. Поэтому отсут­ствие отца является не столько причиной, сколько предпосыл­кой нарушений развития.

 

 

Рекомендации родителям

 

         Для того, чтобы ребенок легче пережил травму от развода, у него должны сохраниться максимально хорошие отношения как с матерью, так и с отцом. Однако родители, руководствуясь эгоистическими побуждениями и переживая чувство обиды, допускают серьезные ошибки в формировании отношения ребенке к оставившему семью супругу. Родителям нередко кажется, что скрывая факт развода от ребенка до последнего момента, они ограждают его от излишних волнений. В ответ на вопрос малыша «где папа?» придумывают самые невероятные истории от «папа уехал», «папа в командировке», «папа далеко» до легенд типа «папа выполнял важное поручение и погиб».

 

     Психологи предлагают в таких ситуациях рассказать ребенку правду, стараясь максимально смягчить рассказ и не пытаться очернить другого в глазах детей. При этом надо учитывать такие существенные факторы, как степень духовной зрелости ребенка, его возраст, психические особенности и социальное окружение. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем бо­лее что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает. Не следует вдаваться в подробности, объясняя детям, почему отец ушел из семьи. Нужно понятно и доступно разъяснить ребен­ку ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности рекомендуется лучше не говорить, не стоит говорить и о других случаях, когда поступки уходящего супруга унижали достоинство брачного партнера. Тема развода не должна превращаться в бесконечный сериал обсуждения семейных проблем с детьми. При этом нельзя об­винять супруга при ребенке, для которого он не плохой муж, а папа. Нельзя обвинять в происходящем и других родственни­ков, а также самого ребенка в том, что случилось. Необходимо учитывать, что в момент получения от матери (отца) информа­ции о том, что родители расстались, в душе ребенка идет борьба между обидой на отца (мать) и любовью к нему. Поэтому очень важно подчеркнуть, что раздельное проживание родителей ни­коим образом не отразится на их любви к ребенку, они оба его сильно любят, и будут продолжать любить так же сильно, как и раньше.

 

     Родители упускают из виду, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

 

         Именно на это советует родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии, Аллан Фромм. Основные положе­ния его семейного «кодекса», адресованного разведенным ро­дителям, сводятся к следующему:

 

     Разводу супругов нередко предшествуют многие меся­цы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые волнуют его. Мало того: родители, занятые своими ссорами, обращаются с ним плохо, даже если полны благих намерений отстранить его от решения собственных проблем.

 

     Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выража­ет открыто своих чувств. Больше того: он воспринимает уход отца как отказ от него, ребенка. Эти переживания про­должаются многие годы.

 

     Очень часто после развода мать вновь вынуждена пойти на службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем пре­жде, он чувствует себя отвергнутым и ею.

 

     Какое-то время после развода отец регулярно навещает ребенка. Это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод кажется ребенку еще мучительнее и необъяснимее, он с недоверием и обидой смот­рит на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребе­нок начинает задумываться, почему, собственно, нужно с ним видеться, и в результате у малыша может возникнуть комплекс вины. Если родители вдобавок охвачены желанием мстить друг другу, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ру­гая один другого, подрывая тем самым психологическую опо­ру, которую обычно дает малышу нормальная семья.

 

     Воспользовавшись расколом семьи, ребенок может стал­кивать родителей друг с другом и извлекать из этого выгоду для себя. Заставляя завоевывать свою любовь, ребенок выну­ждает баловать себя. Его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать одобрение родителей.

 

     Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из-за их нескромных расспросов, сплетен и его нежелания отве­чать на вопросы об отце.

 

     С уходом отца дом лишается мужского начала: матери труднее водить мальчика на стадион, развивать его чисто муж­ские интересы. Ребенок уже не видит отчетливо, какую роль в доме играет мужчина. Что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кро­ме того, ее представление о мужчине складывается не на при­мере отца и потому может оказаться неверным.

 

     На малыше так или иначе отражаются страдания и пе­реживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

 

         Вышеуказанные обстоятельства в воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребенка, но и к деформации его личности в целом, но этим психологические проблемы детей, воспитывающих­ся в распавшейся семье, не исчерпываются.