Get Adobe Flash player

Проблемные ситуации в воспитании

 детей дошкольного возраста

Психическое состояние ребенка

Размышления и действия родителей

Капризен, упрям, эгоистичен

А может, вы ущемляете его свободу, ограничиваете самостоятельность и инициативу? Может, это упрямство обиженного (при предъявлении чрезмерных требований), или баловня (при недостаточном предъявлении требований), или безнадзорного (нет требований и уважения).

Замкнут, застенчив, неуверен в себе, малоактивен во всех видах деятельности, пассивен

Чаще поощряйте ребенка, давайте посильные задания, отмечайте успехи, не перегружайте его, развивайте активность и самостоятельность.

Неуправляем, своенравен, гиперактивен (чрезмерно подвижен)

Учите его согласовывать свои действия с действиями других, «затормаживайте» его действия, вырабатывайте выдержку и терпение. И все это средствами игры, которая имеет большое значение для нормализации поведения и эмоционально-волевой сферы.

Нет интереса, снижена познавательная активность

Может быть, предлагаемая работа (или материал для занятий) слишком лёгкий или слишком трудный? Попробуйте подчеркнуть элементы новизны и значимости материала.

Несамостоятелен

Заметьте и одобрите попытки что-то сделать самостоятельно, развивайте подражательную и произвольную деятельность у ребенка.

Обеднена, недостаточно развита речь

Достаточно ли вы общаетесь с ребенком? Правильно ли говорите сами? При играх привлекайте его внимание к совместной деятельности. Целенаправленно занимайтесь развитием словаря, фонематического восприятия и звукопроизношения. Не подражайте его детской речи. Личным примером приучайте ребенка к правильной красивой речи.

Отсутствует выдержка, внимание неустойчиво

Приучайте к спокойным играм, учите вслушиваться и всматриваться, доводить начатое дело до конца. Поощряйте умение и выдержку ребенка. Терпение и выдержка взрослого, спокойный тон и сдержанные манеры – хороший пример для ребенка. Организуйте с ребенком игры для развития произвольного внимания и восприятия (слухового, зрительного, тактильного). Обогащайте в игре впечатления и речь ребенка, задайте по ходу игры вопрос, дайте совет, напомните возможный вариант игры. Обучайте показом, объяснением. Обсуждайте и оценивайте игровые действия, предлагайте новые ситуации и новые роли. И не забудьте об эмоциональном настрое: игра должна быть интересной и веселой.

Неадекватные, навязчивые движения, игра однообразна и стереотипна (передвигает игрушки, постукивает ими)

Попробуйте заинтересовать его другой игрушкой, чем-то отвлечь, найдите возможность вовлечь ребенка в практическое сотрудничество, совместные игровые или бытовые действия.

Конфликты во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми

Понаблюдайте, какого рода эти конфликты, по вине ребенка ли они возникают? По поводу или без него? Помогите ребенку помириться, успокойте его. А если он неправ, попробуйте объяснить ему, в чем его ошибка.

Нерешителен в принятии решений, безразличен к успехам, застенчив

Не замкнуты ли сами родители? Может, это результат воспитания неполной семьи? Может, ребенок длительно бывает один, предоставлен сам себе? Обделен вниманием взрослых?

Малоподвижный, инертный, по сравнению со сверстниками, гиподинамичен

Больше развивайте его движения, вовлекайте в подвижные игры, поощряйте инициативу и самостоятельность, давайте разнообразные поручения, учите доводить начатое дело до конца.

Не доводит работу до конца, не убирает за собой игрушки

Постепенно увеличивайте предлагаемую ему работу, пообещайте после выполнения дать или сделать что-то интересное для него. Помогите ему выполнить задание, сделайте часть работы за него. Но подчеркните, что он смог сделать сам. Не забудьте похвалить, поощрить.

Не умеет играть

Побуждайте к игровым действиям, эмоционально подчеркивайте их занимательность. Включайтесь в игру на главные и второстепенные роли, потом меняйтесь ролями, обогащайте в игре впечатления и речь малыша, задайте по ходу игры вопрос, дайте совет, предложите возможные варианты игры. Обучайте показом, объяснением. Обсуждайте и оценивайте игровые действия, предлагайте новые роли и игровые ситуации. И не забудьте о положительном эмоциональном настрое.

Не умеет рисовать, конструировать

Направьте внимание ребенка на анализ свойств того предмета, который он будет пытаться изобразить: «Какие зеленые иголки у елки, какой красный грибок под ёлкой…» такое направленное восприятие обогатит впечатления ребенка, сделает его рисунок выразительным.

Обучайте конструированию по образцу: « сложи так же». Понаблюдайте, правильно ли он держит карандаш, может ли провести линию в заданном направлении, ровно ли сидит за столом?

Не слушается, не выполняет необходимых правил

При сомнении – наказывать или не наказывать – не наказывайте. Не мешайте ребенку быть разным: хорошим и не очень. А уж если наказали – не забудьте объяснить, за что и побыстрее простить. Ребенок не должен бояться наказания, он должен хотеть быть хорошим. Осторожнее с похвалами в адрес других детей – это косвенное неодобрение для вашего ребенка.

Имеет пространственные нарушения

Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения. Полезно научить применять стрелки, показывая направления. Хорошо использовать игру « В прятки»: спрятать игрушку, а стрелками показывать, где она. Надо «оречевлять» предметные действия (поставил на, около, в0 и выполнять соответствующие действия по словесной инструкции. Походите по комнате: « Что на диване, а что под ним (под, около)?  что между окном и шкафом? под шкафом? и т.д.» Ребенок должен понимать (показывать называемое) и называть то, что показывают.

Предпочитает действовать левой рукой

Посоветуйтесь с врачом-неврологом, проконсультируйтесь у нейропсихолога, надо ли ребенка переучивать: это зависит от состояния его нервной системы. Если и переучивать, то осторожно, терпеливо, но не доводить до конфликта: не обижать и не дразнить ребенка, не смеяться над ним, чтобы не вызвать нервного срыва вплоть до заикания и энуреза.