Get Adobe Flash player

 

Что должен знать и уметь ребёнок к 2 годам

·        Общая моторика: бегает; самостоятельно приседает и встаёт; наклоняется и поднимает предметы с пола; перешагивает через препятствия  чередующимся шагом; ходит по гимнастической скамейке, лазит по вертикальной лесенке приставным шагом;  бросает мяч двумя руками в вертикальную цель.

·        Мелкая моторика: формируется предпочтение руки; по показу повторяет вертикальные и круглые линии

·        Зрительное восприятие: узнаёт знакомые предметы по телевидению; знает много картинок (10-15); узнает контурное изображение предметов. Подбирает парные игрушки и картинки.

·        Слуховое восприятие: называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук

·        Понимание речи: показывает много картинок;  без показа понимает короткий рассказ взрослого о событиях, бывших в опыте ребёнка.

·        Активная речь: активный словарный запас 100-120 слов; при общении со взрослым пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения;  появляется описательная речь; договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

·        Интеллект: различает понятия «большой», «маленький», соотносит три плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник) с отверстиями соответствующей формы, подбирает по образцу и слову взрослого три  контрастных цвета (красный, синий, желтый).

·        Игровая деятельность: использует  в игре полифункциональные предметы (заместители); воспроизводит ряд из двух-трёх  последовательных действий, используя предметы по назначению: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает её; строит по показу поезд, башенку.

·        Навыки самообслуживания: Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки и т.д.). Принимает участие в приготовлениях ко сну: приносит стульчик; снимает туфельки, расстегивает пуговицы на рубашке.

·        Эмоции, коммуникация: активно пользуется жестами и простыми словами.; остро реагирует на отсутствие матери; упрямится, настаивает на своем; отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым; кричит, жестикулирует, капризничает: при нежелании выполнить просьбу взрослого,  для привлечения внимания.

 

Что должен знать и уметь ребёнок к 3 годам

·        Общая моторика: ловит мяч диаметром 15-20 см обеими руками; перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 30-35 см.; стоит на одной ноге без поддержки; бегает с координацией движений «рука-нога».

·        Мелкая моторика: правильно держит карандаш; копирует круг; дорисовывает недостающие ножки, ручки к человечку

·        Зрительное восприятие: узнает контурные, черно-белые изображения; начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке.

·        Слуховое восприятие: может отстукивать простые ритмы по образцу.

·        Понимание речи: выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия; понимает короткие прочитанные рассказы, сказки.

·        Активная речь: задаёт вопросы со словами:  «Кто?», «Где?», «Почему?», «Когда?»; при общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения, предлоги и наречия; может беседовать со взрослым на любую близкую ему тему; умеет ответить на поставленный вопрос; повторяет за взрослым слова из знакомых сказок, фразы; читает стихи с помощью взрослого (А.Барто)

·        Интеллект: в своей деятельности правильно использует геометриче­ские фигуры по назначению (шар, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус); называет четыре основных цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); складывает пирамидки  из 3-х колец по подражанию и образцу; классифицирует на две группы (по цвету, по форме); складывает разрезные картинки  из 2-х частей по подражанию и образцу; различает понятия «один», «много», «мало»

·        Игровая деятельность: отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, называет её в соответствии с выполняемым действием; выполняет сложные сюжетные постройки из геометрических фигур, обыгрывает их; конструирует из палочек по образцу.

·        Навыки самообслуживания: самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, шнурки завязывает с небольшой помощью взрослого; самостоятельно моет руки с мылом перед едой, умеет вытирать нос носовым платком; пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.

·        Эмоции, коммуникация: появляется понимание и использование в речи местоимений «я»- «мое», «ты» - «твое», знает свой пол; проявляет эмоциональную сдержанность (ведет себя спокойно в общественных местах); понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта; подражает эмоциональному поведению сверстников (копирует); настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям,  новым ситуациям, использует слова «спасибо», «пожалуйста».

 

Что должен знать и уметь ребёнок к 4 годам

·        Общая моторика: умеет делать кувырок вперёд; прыгает на одной ноге; лазает по лесенке-стремянке; бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом об пол; бросает вверх 2-3 раза и ловит; метает предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м

·        Мелкая моторика: копирует квадрат; режет ножницами бумагу; изображает предметы разной формы (округлая, прямоугольная); рисует прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивает их; закрашивает предметы внутри контура; рисует человечка с туловищем.

·        Представления об окружающей действительности: знает 3-4 названия цветов и деревьев, домашних и диких животных, птиц, называет детенышей животных; различает и называет цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый, коричневый);  называет состояние погоды; понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь; понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева – справа.

·        Речь: правильно произносит все звуки, кроме р, рь; отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи; читает наизусть небольшое стихотворение; заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихи, рассказы; рассказывает содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки в книге.

·        Интеллект: понимает и применяет в речи обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, животные, птицы); самостоятельно классифицирует предметы на 3-4 группы по форме, размеру, цвету; понимает смысл слов «больше», «меньше», «столько же»; видит разницу в размерах двух  предметов по длине, ширине, высоте, величине в целом; различает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; составляет разрезную картинку из 3-х частей без опоры на образец и из 4 частей – со зрительной опорой на образец; при  сравнении предметов самостоятельно выделяет по 3 сходства и 3 различия.

·        Игровая деятельность: разыгрывает  небольшие отрывки из знакомых сказок; сопровождает игру речью (озвучивает куклу); отражает в игре действия с предметами и человеческие отношения; называет  детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, призма); сооружает постройки по собственному замыслу, обыгрывает их

·        Навыки самообслуживания: застегивает кнопки, пуговицы, молнию; одевается без посторонней помощи; отличает переднюю часть одежды от задней.

·        Эмоции, коммуникация: умеет изобразить различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов; умеет обращаться к сверстнику и взрослому по имени.

 

Что должен знать и уметь ребёнок к 5 годам

·        Общая моторика: ловит мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; метает предметы правой и левой рукой; отбивает мяч о землю не менее пяти раз; прыгает в длину  с места на расстояние не менее 70 см; катается на двухколесном велосипеде, ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м.

·        Мелкая моторика:  правильно держит ножницы, режет ими по прямой, по диагонали, вырезает круг из квадрата, плавно срезает углы; аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей; закрашивает рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи в одном направлении; рисует человека в одежде.

·        Представления об окружающей действительности: различает и называет фрукты, овощи, разные породы деревьев, диких и домашних животных, насекомых, профессии, умеет рассказывать о своей семье, родном городе (поселке); определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади); различает правую и левую руки, определяет части суток.

·        Речь: произносит правильно все звуки; употребляет слова, обозначающие эмоциональное состояние, свойства и качества предметов; понимает и употребляет слова-антонимы; выделяет первый звук в слове; употребляет сложные предложения; подробно, с деталями рассказывает о содержании сюжетной картинки; с помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки; драматизирует отрывки из знакомых произведений; активно сопровождает речью свою деятельность.

·        Интеллект: выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп); называет характерные особенности группы предметов (цвет, размер, назначение); считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько?»; сравнивает две картинки; называет по 5 сходств и 5 различий; различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, шар, куб), знает их характерные отличия; составляет картинку из 4 частей без образца и из 6 частей – со зрительной опорой на образец.

·        Игровая деятельность: выбирает себе роль в игре, предложенной взрослым; соблюдает ролевое соподчинение (продавец – покупатель); выступает в роли ведущего в настольно-печатных играх.

·        Навыки самообслуживания: самостоятельно завязывает шнурки на ботинках.

·        Эмоции, коммуникация:  умеет рассказывать о своём настроении; определяет эмоциональное состояние у героев сказок; работает в паре со сверстником по заданию взрослого.

 

 

Что должен знать и уметь ребёнок к 6 годам

·        Общая моторика: прыгает в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгает через короткую и длинную скакалку; бросает мяч вверх, о землю и ловит его одной рукой, отбивает мяч в ходьбе; ходит на лыжах на расстояние около 2 км.

·        Мелкая моторика: разрезает бумагу на короткие и длинные полоски; вырезает круги из квадратов; копирует треугольник; верно рисует квадрат.

·        Представления об окружающей действительности: различает и называет виды транспорта, несколько видов травянистых растений, диких и домашних животных и их детенышей, некоторых птиц; называет профессии строителей, работников транспорта, связи, швейной промышленности; знает своих родственников, домашний адрес; знает название родного города (посёлка), страны, её главного города; определяет размер, цвет, форму и другие признаки предметов; знает части суток и их последовательность.

·        Речь: употребляет сложные предложения разных видов; самостоятельно составляет по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок; сочиняет концовки к сказкам; определяет место звука в слове; подбирает к существительному несколько прилагательных.

·        Интеллект: считает (отсчитывает) в пределах 10; уравнивает неравные  группы предметов двумя способами (удаление или добавление единицы); сравнивает предметы на глаз (по ширине, высоте, толщине); размещает 7-10 предметов в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; составляет картинку из 6 частей без образца и из 7-8 частей со зрительной опорой; сравнивает предметы, выделяя 7 сходств и 7 отличий; выполняет обобщения; исключает 4-й лишний предмет.

·        Игровая деятельность: разворачивает содержание игры в зависимости от количества играющих; объясняет правила игры сверстникам; использует полифункциональный материал, предметы-заместители; развивает сюжет на основе знаний из различных источников (кино, театр, выставки, телевизионные передачи, литература).

·        Эмоции, коммуникация: умеет рассказывать о своем настроении; умеет объединяться со сверстником в пару для совместной работы; при помощи взрослого распределяет роли в игре; придумывает дополнительные роли; умеет оценивать себя, выделяя личностные качества (доброта, злость, жадность, щедрость, лень, капризность); в дидактических играх оценивает свои возможности и без раздражения воспринимает проигрыш.

 

Что должен знать и уметь ребёнок к 7 годам

·        Общая моторика: прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами (на двух ногах, с ноги на ногу); бросает предметы в цель из разных положений (из-за головы, от плеча); метает в движущуюся цель; ездит на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозит; прыгает на одной ноге через линию, на месте и с продвижением; вращает обруч одной рукой на предплечье и кисти руки.

·        Мелкая моторика: работает с иголкой (вдевает нитку в иголку, завязывает узелок, пришивает пуговицу, шьет простейшие изделия); переплетает бумажную основу полосками цветной бумаги.

·        Представления об окружающей действительности: различает и называет виды транспорта, предметы домашнего обихода, орудия труда, материалы, растительность леса, луга, поля; домашних и диких животных, птиц; имеет представление о родном крае, людях разных национальностей, их обычаях; знает дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и номер телефона, имена и отчества родителей; знает герб, флаг, гимн России; имеет представления о школе, библиотеке; знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества; ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости.

·        Речь: употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове; пересказывает небольшие литературные произведения; составляет по плану  рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картинок.

·        Интеллект: самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак; называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с заданного; знает состав чисел первого десятка; составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание; составляет разрезную картинку из 9 частей без образца, устанавливает причинно-следственные связи, исключает на основе изученных обобщений.

·        Игровая деятельность: самостоятельно отбирает и придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

 

·        Коммуникация: договаривается со сверстниками об очередности ходов в игре; считается с их сверстников; умеет быть терпимым и доброжелательным партнером.